Ночь неподалёку от туристической стоянки Козьмещик, как и было обещано, выдалась прохладной. Надо сказать, в горах на высоте выше 1000 м. над уровнем моря не так уж и важно: май сейчас или июль. Ночью может быть холодно. Но наличие термобелья, спальника и двухслойной палатки делает сон комфортным даже при температуре близкой к нулю "за бортом".
Читать первую часть нашего путешествия Майский велопоход на Говерлу. Проснувшись в 7 утра, я выбрался из теплой палатки на обильно политую утренней росой горную полянку. Лёгкая дымка, спускаясь с вершин близлежащих гор, окутывала все вокруг, скрывала от нас утренние лучи и всячески не давала согреться.
Вечерний костер еще тлел и я подкинул в него вымокшие за ночь дрова и хворост. Немного подымив, огонь таки справился с влагой и жадно затрещал, поедая хвою. Пока закипел чайник и я подготовил все к завтраку, прошло больше часа. Ребята уже проснулись. Палатку нам все равно необходимо было просушить, поэтому завтракали неторопливо, затем приняли "холодный душ" в горной реке и стали собираться в дорогу.
Как оказалось потом, на полянке мы провели слишком много времени, и это нам тяжело аукнулось в дальнейшем. Это вам не тихий семейный отдых в Закарпатье, это — суровый велопоход по диким горам, где дорога каждая минута. Стартовали в путь уже около 10 часов утра. Нас ждал тяжелый подъем, не под стать вчерашней велопрогулке. Но до начала подъема предстояло пробраться сквозь болота и рытвины лесной дороги, что оказалось тем еще занятием.
Дорогу изрядно потрепали лесовозы, то и дело наш путь преграждали сваленные деревья и приходилось перебрасывать снаряженный до верху велосипед через природные препятствия.
А дальше был первый крутой подъем. Крутой настолько, что обувь скользила вниз, а затолкать велосипед наверх было крайне сложно. Но вид, который открылся нам сверху, тут же придал сил: карпатские вершины, словно морские волны, простирались до самого горизонта. Видневшиеся внизу тропинки и ручьи, словно ниточки, покрывали склоны сочно-зеленых холмов.
Впереди нас ждал серпантин, очень похожий на дорогу к Ай-петри, но ведущий повыше, к Головчеськой полонине. Находится она на высоте 1500 метров, прямо на Черногорском хребте, в одну сторону от которой дорога уходит на Петрос, а в другую — Говерла.
На пути к полонине мы встречали красивые видовые полянки, гордый Петрос возвышался то справа то слева, как бы намекая, что наш подъём только начинается. Когда мы миновали серпантин и выехали из хвойного леса, нам открылось удивительное поле Крокусов и снег. Сотни метров рыхлого снега, цветы, журчащие ручьи и жаркое солнце.
Мимо нас пронеслись безумные байкеры, собравшись было вскарабкаться на своих мотоциклах наверх по снегу, но первое падение быстро попустило их стремления и заставило развернуться. Ребята из Польши явно не ожидали что Карпаты встретят их таким обильным снежным ковром. Впрочем, как и мы.
Как же контрастно смотрелись мы со стороны: бодрые хлопцы на ярких велосипедах, продирающиеся с шлёпках и шортах сквозь снежные сугробы. Было интересно наблюдать , как меняется природа и климат с каждой сотней метров набора высоты.
Взобравшись на полонину возле Петроса мы с ребятами попрощались, обменялись рукопожатиями и тёплыми пожеланиями и разделились. Они, запрятав велосипеды в кустах можжевельника, пошли карабкаться на вершину Петроса, а мы направились по Черногорскому хребту в сторону Говерлы.
Дорога была извилистая, но почти без перепадов высот. До Говерлы оставалось 7 километров, и чтобы успеть на поезд нам надо было преодолеть вершину и спуститься к цивилизации сегодня же. Горная тропинка с ручьями в колее и сырой желтой травой по бокам то и дело сменялась снежными завалами. Снег был мокрый, поэтому даже в тех местах где его глубина превышала метр, проваливались мы редко, и вполне могли передвигаться по нему. Педалить в таких условиях было почти невозможно, поэтому большую часть пути пришлось идти пешком. Забавно смотрелись торчащие из сугробов таблички “Место для палатки”. Чтобы поставить там палатку пришлось бы изрядно поработать лопатой.
Спустя 2 километра мы вышли на ещё одну полонину - Скопеську. Она находится на высоте 1520 метров, и от неё до Говерлы всего каких-то 5 километров! На ней находился стол и навес для туристов, однако из-за талого снега подобраться к нему было не очень легко, поэтому мы выбрали полянку с более-менее сухой травой и сделали небольшой привал. Пройдя ещё 2 километра добрались до седловины Говерлы - Экологического пункта “Перемычка”. Эта местность входит во всемирное наследие Юнеско под названием “Букові праліси Карпат”. В Украине в список ЮНЕСКО входят Софийский собор с архитектурным ансамблем и Киево-Печерская лавра в Киеве, исторический центр Львова, пункты геодезической дуги Струве, резиденция буковинских митрополитов и этот единственный природный объект - буковые леса Карпат. В ста метрах нашли горный ручеек - источник вкуснейшей воды и пополнили свои запасы на дальнейший путь. Однако, прикинув время, поняли, что оставшиеся 3 километра (самая трудная часть маршрута) мы едва ли сможем преодолеть до темноты, а ночевать на такой высоте в сугробах слишком рискованно. Учитывая то, что на этой Перемычке находился домик лесника с буржуйкой, а также ещё одно строение для туристов и достаточно много людей, решили не рисковать и остаться на ночлег здесь, на высоте 1540 метров, на самой развилке между траверсом Говерлы и подъёмом на её вершину. Успел до заката сделать фото этого домика.
Шучу, снега было поменьше:
Несмотря на то, что внутри было темно и дымно от чадящей сырыми дровами буржуйки, мы предпочли остаться именно тут, а не в красивом двухэтажном доме напротив. Тут было более атмосферно, и, что самое главное — тепло. Что удивительно, в обоих домах ночевать можно было бесплатно и вполне комфортно. Возможно в сезон за это и брали бы деньги, но в начале мая там не обнаружилось никого, кому надо было заплатить. Однако на полках внутри было много записок с благодарностями презенты для таинственных хозяев.
Высушили промокшие насквозь вещи и обувь, приготовили еду, заварили кофе и даже поймали мобильную связь с интернетом! Понимая, что шансов успеть в Яремче на поезд до Киева к двум часам следующего дня у нас почти не осталось, решили всё-таки попытать счастья и проснуться в 4 часа утра чтобы отправиться в путь. Но тут начался дождь с мокрым снегом. И шел он всю ночь...