Министр экономики Герман Греф и председатель совета директоров Volkswagen AG Бернд Пишетсридер заложили символический камень первого российского завода концерна VW в районе поселка Грабцево под Калугой.
Так называемый технопарк Грабцево занимает 800 гектаров. На участке в 400 гектаров, который граничит с местным кладбищем, будет возведен автосборочный завод, а остальные площади отведены для производителей автокомпонентов. Инвестиции концерна Volkswagen составят 426,4 млн евро: деньги пойдут на комплексы сварочного, окрасочного и сборочного цехов, административные здания и дорогостоящее штамповое производство. На заводе будут работать 3500 человек, а на базе одного из местных вузов планируется открыть факультет для подготовки специалистов.
Крупноузловая сборка начнется осенью следующего года. Первой с конвейера сойдет новая Skoda Octavia, за ней последуют Volkswagen Passat и Skoda Fabia грядущего поколения. Но основные мощности будут задействованы на сборке новой «бюджетной» модели, которая, как уверяют немцы, разрабатывается в том числе и для российского рынка. Пока лишь известно, что автомобиль будет построен на платформе Polo, а нижняя планка цен окажется на уровне 7—7,5 тыс. евро. Премьера машины намечена на 2008 год, а сборка в Грабцеве начнется в 2009 году.
К 2010 году завод перейдет к полномасштабному производству (включая сварку и окраску кузовов) и выйдет на проектную мощность в 115 тыс. машин в год. Дальнейшая локализация позволит снизить цену автомобилей на 15—20%.
Volkswagen строит завод на очень выгодных условиях. Во-первых, предприятию положены налоговые льготы в рамках постановления №166 о промышленной сборке. Во-вторых, на 12 лет производство освобождается от уплаты налогов на землю, имущество и транспорт, а та часть налога на прибыль, которая идет в областной бюджет (около 17,5%), будет возвращаться в рамках так называемой субвенции. Земля обходится немцам очень дешево — по 50 евро за гектар, причем с отложенной до 2010 года оплатой. Вдобавок калужские власти обязались выровнять площадку под строительство (сейчас там работают 200 единиц тяжелой техники), проложить коммуникации, подвести электропитание, тепло, газ, построить таможенный терминал, автомобильные дороги и железнодорожную ветку. Все это оценивается в 6,5 млрд рублей.
Немудрено, что льготными калужскими условиями заинтересовались и другие производители — например, к соседнему участку в 130 гектаров уже присматривается фирма Volvo Trucks…
Так будет выглядеть завод Volkswagen в технопарке Грабцево