Электронный журнал о жизни и путешествиях


"Тихий Дон". Перезагрузка

Кино

by Vityok 6925 views 0

Первая экранизация - 1931 год. Вторая экранизация - 1955-1958 годы. Третья экранизация: - 1990-1992 годы.

"Тихий Дон". Перезагрузка

Первая экранизация - 1931 год. Исторический фон: 1930-31 годы - годы "великого перелома", сплошной коллективизации и ликвидации кулачества, как класса.

Вторая экранизация - 1955-1958 годы. Исторический фон: смерть И.В.Сталина, процессы либерализации во внутренней и внешней политике СССР, начало "хрущевской оттепели".

Третья экранизация: - 1990-1992 годы. Исторический фон: Декларация о независимости России, политический хаос, реформы.

Кто снимал "Тихий Дон"?

В 1931 году, когда были известны только две первые завершённые книги романа, режиссеры Ольга Преображенская и Иван Правов сняли по своему сценарию немую версию "Тихого Дона". Автор романа Михаил Шолохов лично консультировал сценаристов. В картине акцентировались взаимоотношения Григория и Аксиньи, разыгрывалась мучительная, запретная любовь, на которую обрушились роковые обстоятельства.

У фильма был трудный путь к зрителю - картину пытались не выпускать на экраны, "приговор был такой: "казачий адюльтер", "любование бытом казачества", "внеклассовость и отсутствие поддержки революции".

В январе 1930 года Михаил Шолохов писал актрисе Эмме Цесарской:
"Что касается "Тихого Дона" и того, что я будто бы способствовал или радовался его запрещению, - чушь! До таких вершин "дипломатии" я еще не дошел. Разумеется, приеду, и, разумеется, буду делать все от меня зависящее и возможное, чтобы "Дон" пошел по экрану. Но знаешь ли, мне не верится во все эти слухи, по-моему, это очередная инсинуация московских сукиных сынов и дочерей. Ну, да черт с ними!"

После выхода "Тихого Дона" режиссеры были изгнаны из Ассоциации работников революционной кинематографии с формулировкой "за потакание мелкобуржуазным вкусам классово чуждых зрителей".


В 1939 году режиссер Сергей Герасимов обратился в ГУФК с предложением экранизировать роман "Тихий Дон". Естественно, получил отказ - после 1938 года стало очевидным все возрастающее отдаление Шолохова от вождя, равно как и Сталина от него. И хотя в 1941 году Шолохов получит Сталинскую премию за "Тихий Дон", в 1939 году станет академиком Академии наук СССР, а еще раньше, в 1937 году, депутатом Верховного Совета СССР, дистанция, отдаляющая Шолохова от Сталина и ЦК, неуклонно увеличивалась. Неудивительно, что руководство ГУФК не сочло нужным экранизировать роман опального писателя.

"Мне было сказано, - вспоминал позже режиссер, - что едва ли имеет смысл экранизировать роман, который при всех своих достоинствах выводит на первый план судьбу Григория Мелехова, человека без дороги, по сути, обреченного историей".

В 1956 году Сергей Герасимов решил, что пришло наконец время осуществить творческий замысел. После смерти И.В. Сталина начался процесс освобождения от наследия тоталитарного режима и стала возможной экранизация "опасного" романа ("Тихий Дон" боялись переиздавать до самой смерти Сталина).

Сценарий режиссера одобрил сам Шолохов и Герасимов приступил к работе над трехсерийным цветным фильмом. "Каждое новое поколение должно было постигать роман во всей его глубине и объемности, ничего не упрощая ни в характерах, ни в конфликтах и проблематике, - справедливо полагал Герасимов. - То обстоятельство, что в середине 50-х годов уже не нужно было, скажем, защищать Шолохова от обвинений в том, что его Мелехов - это "гамлетианствующий казачок", "донской Гамлет", не снимало вопрос "А кто же он такой, Григорий Мелехов?"

Съемки фильма начались в августе 1956 года в павильонах киностудии, а в начале октября съемочная группа отправилась в экспедицию. Декорации "хутор Татарский" построили там же, где снимали первую, "немую" версию "Тихого Дона" - на территории хутора Диченск. В 3-х километрах от Диченска "построили" усадьбу Листницких.

В сентябре 1957 года начался монтаж фильма. Сергей Герасимов старался приурочить выход первых двух серий к 40-летию Великой Октябрьской революции. Так и получилось - фильм вышел в ноябре 1957 года, а полгода спустя, в 1958 году, на экраны страны вышла третья серия "Тихого Дона".

В прокате 1958 года фильм собрал 47 млн. зрителей, заняв первое место.

Картина была удостоена приза "Хрустальный глобус" на Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1958 году. В том же году на Международном смотре фестивальных фильмов в Мексике лента получила диплом за эпическую высокохудожественную форму выражения народной трагедии, за прекрасный артистический ансамбль и высокое качество цвета.


Замысел экранизации "Тихого Дона" возник у Сергея Бондарчука, по его словам, после одной из встреч с Михаилом Шолоховым - писатель признался режиссеру, что недоволен киноверсией "Тихого Дона", созданной Сергеем Герасимовым, и мечтает о другой экранизации своего романа.

Из воспоминаний И.К.Скобцевой:
"Начиналось это все так. Сергей Федорович пришел к Шолохову за советом, когда собирался снимать "Войну и мир". Шолохов удивился: "Да что ты! Четыре тома даже поднять трудно. Как же ты будешь это снимать?!" И в этих разговорах Шолохов постоянно проговаривался, что хотел бы видеть новую, более полную, экранную версию "Тихого Дона". Оказывается, экранизацией Герасимова он был не очень доволен". Это была середина 60-х годов, а спустя несколько лет, в 1975 году в журнале "Советский экран" (№ 11), в статье Александра Липкова "Отменно длинный, длинный фильм", было упомянуто, что в планах телевидения - съемки 13 серий "Тихого Дона" (режиссер С.Бондарчук).


Из воспоминаний Евгения Самойлова:
"Я присутствовал при разговоре Сергея Федоровича с его учителем - Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым. Бондарчук тогда сказал, что хочет снимать "Тихий Дон". И знаете, как ответил Герасимов?
- Дай мне спокойно умереть, Сережа, а потом снимай так, как ты думаешь.
При жизни Герасимова к "Тихому Дону" Сергей Бондарчук так и не приступил".


С началом перестройки появилась надежда осуществить давно вынашиваемый замысел экранизации "Тихого Дона", тем более, что в Госкино эту идею поддержали.


Из статьи Валерии Тихомировой (Газета "Молот" 2004 г.):
"1986 год. Хутор Пухляковский. На Дону празднуют 70-летие со дня рождения замечательного российского писателя Анатолия Калинина. Вместе с известными московскими актерами, писателями, журналистами на хутор одним из первых приезжает и Сергей Федорович Бондарчук. Прошу его записать в "Книгу отзывов" свое впечатление о выставке. Он охотно усаживается за небольшим столиком, открывает "Книгу" и пишет добрые, проникновенные слова. Сергей Бондарчук откровенно радуется встрече с земляками, а на вопрос о его новом замысле, известном нам, - экранизировать "Тихий Дон" Михаила Шолохова, твердо отвечает: "Работа начата, фильм непременно состоится..."


Из воспоминаний Ольги Кабо (закончила ВГИК в 1989 году, курс С.Бондарчука и И.Скобцевой):
"Со временем мы поняли, что наш курс Сергей Федорович подбирал по персонажам "Тихого Дона". У нас были свои Григорий Мелехов, Наталья, и Дарья, и Листницкий. Может быть, он и набирал нас, чтобы потом силами курса сделать фильм? Он же горел, бредил тогда "Тихим Доном". Все четыре года учебы мы готовили отрывки из романа, примерялись к его образам... Наконец, Сергей Федорович запустился с "Тихим Доном" и для нас, уже почти своих выпускников, сделал кинопробы. Я пробовалась на Аксинью в паре с Ромой Грековым (царствие ему небесное!), он был похож на Гришу Мелехова. Увы, всё пробами и ограничилось. Но сам факт, что мы играли перед кинокамерой шолоховских героев, - тоже маленький повод для гордости".


Из интервью с И.К. Скбоцевой:
"В начале 1990-х гг. была предварительная договоренность с Гостелерадио. Сергей Федорович сел писать сценарий для сериала - сначала 19 серий, потом 15, затем сократили до 13. Писал он без денежного договора. Сергей Федорович был готов снимать. Но средств на это никто не выделял - пошла волна всеобщей "перестройки", и Сергей Федорович оказался в опале". На практике это означало только одно - отсутствие государственного финансирования для съемок "Тихого Дона".


Но выход был найден - при содействии режиссера Али Хамраева, снимавшего "Тамерлана" в копродукции с Италией, сотрудничество Бондарчуку предложили итальянские продюсеры Джузеппе Коломбо и Рисполи. В январе 1990 г. студия "Время", которой руководил Бондарчук, подписала контракт с итальянской фирмой "International Cinema Company", от лица которой выступал Рисполи, о производстве десятисерийной телеверсии и пятичасовой киноверсии романа "Тихий Дон". Одним из главных условий договора было участие зарубежных звезд, способных обеспечить широкий прокат на Западе (на роль Григория Мелехова приглашен Руперт Эверетт, на роль Аксиньи - Дельфин Форест, на роль Пантелея - Ф. Мюррей Абрахам). Съемки происходили в России - с "Мосфильмом" был заключен контракт об оказании технических услуг.

На сами съемки понадобилось менее года (даже в дни августовского путча съемки не были остановлены). 10 августа 1992 года Бондарчук завершил съемки в России, после чего уехал в Рим монтировать и озвучивать фильм.


Из воспоминаний Али Хамраева:
"Они с Ириной Константиновной жили в шикарном дорогом отеле - в самом центре Рима. Вдруг на "Тихом Доне" возникли осложнения, весь проект заблокировался, у итальянцев деньги кончились, пошли какие-то бесконечные споры… Бондарчук месяц сидит, два сидит, работа не идет, монтаж остановился, и он эту свою роскошную резиденцию прозвал, как известную московскую тюрьму, - "Матросская тишина"!
Я ведь видел материал "Тихого Дона". Сергей Федорович монтировал на студии "Чинечитта" и однажды сказал: "Приходи в монтажную, я тебе кое-что покажу". Сергей Федорович показал мне потрясающе снятый эпизод. Это сцена на конюшне, когда разбитная Дарья (Наталья Андрейченко) соблазняет старика Мелехова (Мюррей Абрахам). Горячая сцена, шальная, плотская, но никакой пошлости. И ещё показал мне батальные сцены: мощно всё сделано, как только Бондарчук умел. "Тихий Дон" так больше никто и никогда не снимет."


Началась долгая изнурительная тяжба между киноконцерном "Мосфильм", "Временем" и ассоциацией "Возрождение". "International Cinema Company" по контракту должна была заплатить "Времени" за организацию съемок несколько миллионов долларов, затем, с началом "шоковой терапии" "Возрождение" стало требовать оплатить стоимость своих услуг уже "по биржевым ценам".

В 1993 году, когда Бондарчук вновь обратился к Рисполи с просьбой о выделении средств на завершение монтажа и озвучивание, продюсер выразил большое недоумение, что все отпущенные по договору средства уже кончились. Выход фильма, обошедшегося, по самым приблизительным подсчетам, в 10 млн. долларов, был приурочен к Рождеству 1993 года. Однако продюсер увез отснятый материал в Лондон. Отчаянные попытки Бондарчука договориться с Рисполи не возымели успеха. Режиссер умер, так и не дождавшись выхода "Тихого Дона" на экраны.


Больше десяти лет семья Сергея Бондарчука предпринимала попытки вернуть в Россию фильм "Тихий Дон". После длительных переговоров в 2005 году Первый канал выкупил у итальянцев 460 коробок с пленкой, но без озвучки.

Сын режиссера, Федор Бондарчук, взялся за непростую работу: из "рабочего материала" отца собрать десятисерийный фильм, который Первый канал собирается показать зрителям в 2006 году.

Из интервью Федора Бондарчука:
"Тихий Дон" сейчас готовится к выходу на "Первом канале". Над картиной идет колоссальная работа, потому что она была сделана отцом в черновом монтаже. Все десять серий фильма монтирую я сам, а помогает мне продюсер Джаник Фазиев, режиссер "Турецкого гамбита". Дополнительная сложность в том, что фильм англоязычный и приходится накладывать русский текст.

Кстати, к выходу картины на российский экран относятся с крайней серьезностью - приглашены шолоховеды, серьезнейшие люди, которые могут докопаться до запятой."

 

Комментарии (0)

Чтобы добавить комментарий, необходимо