Что ж, а теперь вернемся с небес на землю и поговорим о танках. Наиболее очевидное противостояние среди них во время Второй Мировой – это немецкий “Тигр” vs союзный ИС-2.
Почему? Ну, хотя бы потому, что разработка танков серии ИС (Иосиф Сталин) была своеобразным ответом на появление тяжелых “Тигров”.
“Тигр” без сомнения являлся одним из самых страшных оружий вермахта. Многие специалисты называют его сильнейшим танком в мире вплоть до 1943 года. Его преимуществом над всеми остальными было мощное вооружение и бронирование, а также он обладал отличной системой наблюдения и связи.
Изначально основным оружием машины была 88-мм пушка KwK 36 L/56, которая до появления ИСов более чем спокойно расправлялась с противниками.
Бронь “Тигр” имел со всех сторон и до 1943 года, повергал всех своих врагов в шок, так как доступное для СССР и союзников вооружение не причиняло ему больших хлопот.
Но, если в вооружении и защите эта машина не имела себе равных, то в плане подвижности такой однозначности не было. Механика “Тигра” позволяла ему довольно точно вести обстрел во время движения, а так же быстро разворачиваться на месте. Однако вне дорог, трансмиссия не выдерживала веса и очень быстро приходила в негодность. А передвижение по грунтам вроде песка было довольно затруднено.
До производства ИСов, что бы завалить Тигра, наши и союзные войска обходили его с флангов, и обстреливали его бока. Так как немецкий зверь довольно медленно разворачивал свою башню, то подобная тактика имела успех, однако недолго. Быстро смекнув, что к чему, немцы сталь вращать не орудие, а сам танк, мощная ходовая часть позволяла это сделать очень быстро. Таким образом, они закрыли брешь в своей обороне.
ИСы были на голову выше всех предшественников, при меньшем весе они обладали лучшей броней, более высокой скоростью, а ИС-2 имел и более мощное вооружение. Главным отличием ИС-2 от ИС-1, была 122-мм корпусная пушка вместо 85-мм. Идею установить такое орудие принадлежит директору и главному конструктору завода №100 Ж. Я. Котину. Свое предложение он обосновывал анализом Курской битвы, по его словам, наибольшие повреждения “Тигры” получали от артсистем с 122-мм пушкой А-19.
Первые испытания новой модификации орудия провели на трофейном расстрелянном немецком танке “Пантера”. Их результаты были двоякими. Пушка отлично зарекомендовала себя: с расстояния 1500 м снаряд пробил броню и оторвал кусок обшивки с другой стороны; однако при этом дульный тормоз не выдержал нагрузки. Данная проблема была решена заменой Т-образного механизма, на двухкамерный.
С декабря 1943 с конвееров стали сходить первые ИС-2, оснащенные новым 122-мм орудием Д-25Т с клиновым полуавтоматическим затвором, за счет которого удалось немного повысить скорострельность (с 1 - 1,5 до 1,5-2 выстр/мин).
Однако останавливать разработку и усовершенствование ИС-2 было еще рано. Военные инженеры стремились найти способы увеличить скорострельность и боекомплект танка (28 снарядов).
Кроме того на поле боя выяснилось, что броня “Тигра” пробивалась только с расстояния в 1200 м, но попасть в цель с такого расстояния могли только опытные и умелые наводчики. Однако к осени 1944 этот вопрос закрылся сам собой. Немцы, в виду недостатка марганца, стали использовать высокоуглеродистую броню, легированную никелем, что сделало ее намного более хрупкой.
Но проблемы с броней наблюдались не только у противника. Лобовая часть ИС была его уязвимым местом, для устранения этого недостатка был разработан новый корпус с “спрямленным носом”. Толщина брони осталась прежней, однако был убран лобовой люк-пробка. Сам лист расположили под углом 60° к вертикали, что обеспечило при курсовых углах обстрела ±30° непробиваемость его из 88-мм немецкой танковой пушки KwK 36 даже при стрельбе в упор.
Какой вывод можно сделать из всего этого? ИС2 – был более, чем реальным противником “Тигра” положив конец его бесспорному доминированию на поле боя. Он был более мощный и защищенный, однако проигрывал своему немецкому противнику в меткости и скорострельности (“Тигр” мог сделать 5-7 выстрелов в минуту). Различия в силе были довольно незначительными, и зачастую решающим фактором в бою этих двух монстров становился опыт и мастерство экипажа.