Вышедший год назад коммерчески успешный приквел не содержал в себе больших достоинств, однако отличался в некотором роде похвальной программной честностью посыла, емко изложенного в фразе «Чувак, да ты, по ходу, в кинотеатр насрал».
Нас в рекламном трейлере сразу предупредили, что ребята поработали над ошибками. Это заметно: появился более менее осмысленный сюжет, исчез омерзительный юмор первой части, актёрский состав стал ещё более разнообразным...
Четверо дебиловатых друзей – Моряк (Гарик Харламов), Актер (Тимур Батрутдинов), Мажор (Олег Верещагин) и Димати (Дмитрий Хрусталев) – собрались после долгой разлуки отметить день рождения самого дебиловатого из них, Мажора, который только что решил выйти из-под опеки своего не менее дебиловатого папы-олигарха (Александр Баширов). Папа-олигарх кладет черную икру в чай и вытирается купюрами в 500 евро. Веселье прерывают дебиловатые бандюки, с известной целью не очень изобретательно похищающие Мажора. Бандюки держат пленного в старом подвале и смотрят «Диалоги о рыбалке». Чтобы спасти друга, Моряк пытается завладеть квартирой на 3-ей улице Строителей, Актер идет на проект «Царь ринга» и попадает на «Малахов +», пока Димати прячется от скинхедов в спортзале общеобразовательной школы, где заседают двенадцать взрослых дядек.
Создатели «Самых лучших фильмов» в многочисленных интервью твердят о проделанной работе над ошибками, о прогрессе и нежелании останавливаться на достигнутом. Если переход из минуса в ноль можно назвать прогрессом, то они не лукавят. Да, здесь правда проскальзывают удачные шутки (как в случае с навязчивым продакт-плейсментом в новой «Иронии судьбы»), но когда шутка эта повторяется в семнадцатый раз, поневоле задумываешься над ее плоскими формами. Да, стеб над отечественной попсой (в этом случае, в лице Тимати) здесь все-таки привязан к сюжету, в отличие от пукающего Тимы Милана в первой части.
Но вот только подобным образом рэперов пародировал Евгений Ваганович Петросян. Наконец, черт побери, здесь есть собственно сюжет, но под маской абсурдистского юмора скрывается неспособность привязать все придуманные за, как утверждают авторы, полгода шутки к этому сюжету, поэтому по ходу фильма вдруг неожиданно всплывают то Екатерина Вторая (Галустян), то Геннадий Малахов (Нагиев), а действие держится благодаря неоригинальной пародии почему-то на фильм «Жара», вышедшей еще в конце 2006-го.
Лаять на «Самый лучший фильм-2», пытаясь сэкономить народные деньги, конечно, бессмысленно. На этого какающего слона все равно все пойдут посмотреть. Учитывая горький опыт первого фильма, не знаю, что это, акт массового мазохизма или что-то кашпировское есть в этом действительно удачном для редкостного говна названии, но причина, по которой новая волна «смеха жаждущих» будет осаждать кинотеатры, кроется несколько в другом. По этой же причине до небес взлетают рейтинги самых идиотских телепередач, вроде «Программы максимум» или Андрея Малахова. Просто потому, что наш подуставший после тяжелого дня среднестатистический зритель очень любит, развалившись в кресле и изредка похихикивая, искренне метать проклятия в ящик. Возможно, Фрейд назвал бы это сублимацией по-русски, но дело здесь попросту в том, что без этого ящика совсем скучно станет. Благодаря таким любопытствующе-скучающим «СМФ-2» и соберет свои миллионы, да и на третью часть тоже, как миленькие, стройными рядами зашагают, приговаривая: «Опять дрянь, наверное».
Приходится признать, однако, что на сей раз авторы побоялись статуса быдло-нонконформистов, учли главный прокол первого фильма, в котором туалетные хохмочки (слово «шутки» вообще с обеими лентами плохо соотносится) просто накладывались одна на другую, и, в первую очередь, явно чтобы снизить возрастной ценз, разбавили хохмочки про пиписьки хохмочками про телевидение (то есть, вторым по популярности поводом для острот). Причем, в телевизионном же формате. Оттого «Самый лучший фильм-2» постоянно мутирует то, в лучшем случае, в передачу «Большая разница», то в «Осторожно, модерн», то в тележурнал «Ералаш», то в собирательный русский ситком. Я долго думал, какой же все-таки программы не хватает для торжества формата, но с появлением аншлаговского скунса Юрия Гальцева все, наконец, встало на свои места.
Самая последняя хохмочка фильма («Я описался»), прекрасно рифмуется с первой шуткой фильма предыдущего («Ты в кинотеатр насрал»). Ничего особенного это не значит, кроме того, что нас вновь приняли за органическую массу, способную проглотить себе подобное. Вообще, всего-навсего восьмидесятиминутный «Самый лучший фильм-2» стоит расценивать не как пародию, а как отражение современной российской кинодействительности: бюджет – миллионы, зритель – сожрет, при обязательном участии – Федора Бондарчука. Хотя, что касается нового русского кино, лаконичнее и точнее тот анекдот, рассказанный одним классиком: «Еда здесь просто ужасная, к тому же так мало дают».
О фильме:
Страна: Россия
Год 2009
Режиссер: Олег Фомин
В ролях: Гарик Харламов, Михаил Галустян, Александр Баширов, Татьяна Лютаева, Дмитрий Нагиев, Тимур Батрутдинов, Александр Ревва, Дмитрий Хрусталев, Олег Верещагин, Сергей Лазарев и др.
Сценарий: Гарик Харламов, Артак Гаспарян, Артур Тумасян
Премьера в России: 22 января 2009