Электронный журнал о жизни и путешествиях


Проект Тургенев

Home Art

by Natali 7123 views 0

  Дворянское гнездо - вожделенное жилище, эталон и своё всё для современного русского человека, живущего за городом. И если заказчик, желающий построить дом-усадьбу, вдохновляется литературным и историческим колоритом, то для исполнителя-архитектора такой проект становится ответственным экзаменом на знание истории архитектуры и умение пользоваться стилистическими средствами языка классической архитектуры.

  Бурная история XX века оставила нам не много оригинальных образцов русской усадебной архитектуры. И если в Европе исторические палаццо и шато сохранились в гораздо большем количестве и до сих пор остаются в пользовании частных лиц, то в России сохранившиеся усадьбы и дворцы принадлежат государству и действуют уже в качестве музеев.

Не просто гостиная, а парадный зал, дворцовый по масштабу и стилю. Мебель зонирует весь этот простор, образует уютное обособленное пространство вокруг камина. Люстра диаметром 4,5 метра изготовлена по авторским эскизам в Австрии. Мебель, Provasi

 

Фрагмент внутренней части парадной лестницы, стилизованной под итальянский дворик. Роспись Бориса Воскобойникова. По словам автора проекта, пространство лестничной клетки было достаточно сложным: оно является ядром здания, и сделали его так, чтобы оно представляло самостоятельную ценность, отдельный интерес

  Перед архитектором Гарольдом Мосоловым и командой стояла сложная задача. Требовалось внутри большого, почти с дворцовым размахом построенного дома создать не просто интерьер в классическом стиле, а воссоздать такую атмосферу, как если бы с начала XIX века этот дом был обитаем. Представим, что со временем он органично изменялся и дожил до наших дней как жилой дом с несколькими культурными слоями, адекватный современным требованиям, но с бережно сохранённой атмосферой благородного прошлого.

Вид на гостиную и галерею второго этажа со стороны окон

Вид из прихожей на парадную лестницу

Фрагмент парадной лестницы. Пролеты отделаны мраморной мозаикой по эскизам художника Саввы Архипова

Холл второго этажа, отделанный в египетском стиле, - это галерея, выходящая на гостиную

  Надо сказать, что для постройки именно такой размашистой усадьбы были все предпосылки. Дом находится не в тесном пригородном посёлке, а в центре большой, свободной от застройки территории, с лугами и лесом, именно усадьбы, а не участка. Первый этаж построен по классическому образцу: в центре большой холл, по обе стороны которого симметрично расположены анфилады комнат.

Кабинет в традиционном английском стиле. Мебель изготовлена из красного дерева по авторским чертежам в Англии, в мастерской Andy Thornton

Лестница заканчивается на втором этаже. От нее расходятся симметрично расположенные жилые покои

Единственное, пожалуй, отступление от основной в данном проекте классической усадебной эстетики - спальня хозяев, оформленная в более позднем стиле ар деко. Роспись потолка - художник Савва Архипов. Мебель, Baker

  Представительская часть здания - это высокая, в два этажа, гостиная и холл с парадной лестницей, они производят впечатление дворца. Архитектор не стремился оформить все помещения в одном стиле, и это исторически оправданно, так как и в оригинальных усадьбах XIX века были "тематические" помещения, декорированные на определённую экзотическую тему, например китайскую. Опять-таки, задача архитектора и дизайнера в данном случае сложна: необходимо выдержать тонкую грань между стилизацией и эклектикой, не превратить интерьер в Диснейленд. Гарольд Мосолов и команда разработали концепцию, в рамках которой отдельные сдержанно-стилизованные помещения "нанизываются" на единый стилистический стержень - русский ампир. Поэтому гостиная в классическом стиле соседствует здесь с холлом в египетском стиле, а внутренняя часть величественной лестницы в центре здания представляет собой итальянский дворик, окнами выходящий в сад.

Ванные комнаты, а их в доме более десяти, хорошо иллюстрируют концепцию проекта: современные функциональные предметы, в данном случае сантехника, естественно и живо совмещаются с историче-ским антуражем. Роспись Саввы Архипова

Бильярдная и бар в цокольном этаже занимают помещение, способное вместить целый ресторан. Стол для русского бильярда антикварный, 1861 года. Роспись со сценами английских скачек - художник Борис Воскобойников. Мебель изготовлена по эскизам архитектора в мастерской Andy Thornton

  Стоит отметить вдохновенную и непростую работу архитектора со светом - естественным и искусственным. Расположение, размер окон в соотнесении с помещениями просчитаны так, чтобы создать игру света и ощущение открытости окружающей природе, благо пейзажи снаружи не испорчены огромными заборами и лишними строениями. А в цокольном этаже без окон создан внушительных размеров бар с бильярдной, и проблема освещения решена самым элегантным образом. Полностью залитый электрическим светом потолок имитирует атриум, открытый солнечным лучам. Кстати, настоящий атриум, или, точнее, купол, в доме тоже присутствует, и в ясную погоду солнце освещает весь монументальный лестничный проём.

 

 

Бассейн на первом этаже с большими окнами, выходящими в лес. Имитацию дневного освещения вечером дают большие световые панели. При укладке мозаики использована традиционная итальянская техника. Автор мозаики - художник Ольга Цветкова

  Задаче создать не просто интерьер, а интерьер с историей, соответствует и главная спальня - хозяйская.

  Архитектор предположил, что в начале XX века, в эпоху модерна, новое поколение владельцев дома решило обновить отдельные помещения в духе времени. Поэтому спальня владельцев дома в память гипотетических прабабушки и прадедушки оформлена в стиле ар деко. Мебель подбиралась не антикварная того периода, а современная, стилизованная, чтобы интерьер соответствовал духу нашего времени, не отдавал музеем.

  Особой сложностью отличался подбор бытовой техники и электроники. Такой, которая не вносила бы в интерьер диссонанс ультрасовременным дизайном, но и не была бы чрезмерно застилизована. Поэтому автор решил остановиться на варианте сдержанного, функционального хай-тека, который своими рафинированными, почти прозрачными линиями деликатно внёс в обстановку современную, но не ломающую общий стиль тему.

  Особый акцент данного интерьера - обилие тематической и сюжетной росписи, которая оживляет ампирную прохладцу и создаёт интересные визуальные эффекты. Например, роспись в баре-бильярдной изображает сцены скачек и задаёт общую английскую тему помещения.

 

  Гарольд Мосолов:

  "Мы старались создать в проекте атмосферу классической русской усадьбы, так чтобы этот дом не был похож на музей. Мы представили себе гипотетический исторический особняк, ампирное сооружение, построенное в XIX веке, но дожившее до наших дней и изменившееся за прошедшее время."

 

 

 

  Текст: Данила Гуляев  Фото: Зинур Разутдинов

Комментарии (0)

Чтобы добавить комментарий, необходимо