Сказка недавнего прошлого. В далекой стране Румынии жила-была прекрасная девушка Dacia. Правда, прекрасной ее называли лишь те, кто не видел ее в "лицо", но сейчас не об этом. Как и в любой хорошей сказке, в нашей замечательной истории появился иноземный захватчик, он же главный злодей и виновник всего того безобразия, которое будет твориться в дальнейшем. Звали его Renault, и пришел он на румынскую землю с одной-единственной целью: захватить Dacia. Вот так и стала наша румынка пленной. Точнее, плененной...
На этом сказка заканчивается, и начинается суровая реальность матерого капитализма. Renault, которого мы шутя назвали оккупантом, на самом деле является спасителем компании Dacia, которая на начало 90-х годов имела весьма плаченое положение. Устаревший модельный ряд, отсутствие инвестиций - в общем, полное отсутствие перспектив. И если бы не французы со своим проектом народного автомобиля под кодовым названием Х-90, вполне возможно, что сегодня такой марки, как Dacia, в каталогах уже бы и не было.
Что же такое Х-90? Это то, во что превратился в итоге проект Dacia/Renault Logan, и результат этой работы вы видите сегодня на фото. Бюджетный автомобиль, спроектированный специально для развивающихся рынков, учитывающий всех их особенности, как то плохие дороги, некачественный бензин, отсутствие квалифицированного сервиса и т.д. В общем, автомобиль для нас. И о том, с чего вдруг возникла идея такого автомобиля и как она реализовывалась немного подробнее.
План "Барбаросса"
В 1995 году тогдашний президент и генеральный директор Renault Луи Швейцер в целях обеспечения рентабельного роста принял стратегическое решение о продвижении компании на рынки за пределами Европы. Тогда же он объявил цель - довести к 2010 году объем продаж автомобилей концерна Renault до 4 миллионов штук в год.
Ясное дело, при существующей модельной гамме и ценовой политике Renault таких успехов достигнуть было бы трудновато. Поэтому для борьбы на рынках за пределами Европы понадобился автомобиль, специально созданный для таких регионов. Доступный, недорогой в содержании, приспособленный для плохих дорожных условий и некачественного бензина. Маркетологи концерна учли все детали, вплоть до того, что данная категория покупателей хорошо разбирается в автомобилях и обращает внимание на конструктивные особенности. И что покупка новой машины для такой категории клиентов зачастую рассматривается как вложение капитала. Поэтому цена для такого автомобиля была выбрана очень привлекательная - 5 000 евро за базовую версию.
Поставленная в итоге цель была проста и понятна: цена, надежность и долговечность в сочетании с лучшими технологическими достижениями Renault. Говоря русским языком, Renault бросил все силы на создание максимально упрощенного и недорого автомобиля, который, тем не менее, отвечал бы всем требованиям потребителя.
Исходя из поставленных задач, в 1998 году начались работы по проекту Х-90. Через год директором проекта был назначен Жан-Мари Гюртиже: "Задача была сложной. Мы начали с чистого листа: предстояло сконструировать автомобиль, продажу которого Renault начинает по всему миру. При этом, при осуществлении проекта во главу угла были четко поставлены экономические соображения".
Следующий шаг - в 1999 году Renault приобретает румынскую автомобилестроительную компанию Dacia. Зачем? Здесь тоже все было просчитано: концерн приобрел производственную площадку, в то время очень отсталую, но потенциально очень конкурентноспособную и расположенную в центре целевых рынков сбыта. И за пять лет заводы Dacia были полностью переоснащены и введены общие для альянса Renault-Nissan стандарты качества, логистики и сервиса.
Серийный выпуск Dacia Logan, а также Renault Logan, которые имеют незначительные внешние и внутренние отличия и предназначены для различных рынков, был освоен в прошлом году. А уже сегодня автомобиль предлагается в Беларуси.
Кто ты?
Если честно, то после такого продолжительного вступления, в котором понятия экономической целесообразности стояло выше всех остальных, как-то даже и неловко оценивать Dacia Logan по привычным критериям: нравится/не нравится/полный провал. Ладно, эксперимента ради попробуем взглянуть на бюджетный Logan так, как на него будет смотреть покупатель - одним глазом на машину, вторым - в калькулятор.
Внешний осмотр не преподносит сюрпризов и откровений: с дизайном французы обращаются как хотят, и поэтому им не составило труда нарисовать автомобиль для низшего ценового диапазона. Logan выглядит ровно на столько, сколько он стоит, и немного дороже. Никаких экспериментов, никакой эклектики: все строго, функционально и симпатично. Но не более того.
Хотя нет, пожалуй, в нем все же что-то есть: он выглядит по-европейски. То есть престижно, а не вычурно, как некоторые "азиаты". Тем более, что Logan - седан, и мы, развивающиеся рынки, просто обожаем такие автомобили. Чтобы и маленький, и дешевый, но чтобы обязательно седан. Потому что так солиднее.
Скромность украшает?
Дешевая машина не может выглядеть дорого, и все это понимают. Мы понимаем, когда, устроившись в салоне, вдруг больно ударяемся о жесткий пластиковый подлокотник на двери. И дилеры понимают, когда предоставляют для теста самую "упакованную" Dacia.
М-да, я бы тоже не рискнул показывать клиентам базовый Logan. А этот вроде даже ничего внутри: пластик хоть и дешевый, но зазоры миллиметровые. Все аккуратненько собрано, никаких перекосов, облоев пластика и т.д.
Другое дело, что интерьер Dacia Logan изначально проектировался как максимально дешевый. А поэтому кое-где виднеются головки болтов, дверные панели - плоские, как в моих первых Жигулях, а на обратной стороне крышки багажника никто даже и не собирался делать обивку.
Кстати, сам багажник нашим садоводам понравится: более 500 литров и оптимальная форма. Но сиденья не складываются даже в богатых версиях - значит, саженцы на дачу повезет кто-то другой. И открывается багажник только ключом зажигания, что тоже можно считать недостатком.
Ну, хватит о недостатках. Теперь о хорошем. Неожиданным оказалось наличие регулируемой рулевой колонки - только по высоте, правда, и в очень небольшом диапазоне, но все же. Сиденья тоже удобные: знают французы, на чем экономить нельзя. Кстати, сзади Logan очень просторен, в первую очередь благодаря длинной колесной базе, так что семья и теща обязательно поместятся. Трое сзади - для Logan это реально, и даже естественно.
А главе семейства понравится, что он почувствует себя за рулем настоящей иномарки. Посадка, взаимное расположение органов управления - все это тщательно выверено, и потому не вызывает неудобств.
И обзорность вроде ничего, только зеркала какие-то странные... О, оказывается, они взаимозаменяемые - зеркальная форма позволяет при необходимости просто поменять их местами. Забавно, но не более того: вислоухие зеркала показывают меньше, чем мне хотелось бы видеть, маневрируя на машине по городу.
Вторая претензия эргономического плана - расположение рукояток системы вентиляции и отопления. Их перенесли в самый низ торпедо, и теперь, увеличивая интенсивность обдува или делая воздух теплее, приходится опускать взгляд вниз. А так как само торпедо расположено с отрицательным наклоном, приходится еще вглядываться в индикацию рукояток.
Первые километры
Ну, больше вроде придраться не к чему. Поехали? Жаль, конечно, что для теста подготовили 1,6-литровую версию - тому, кто приехал с калькулятором в руке, вряд ли будет интересна столь дорогая машина. А вот 1,4-литровая, с базовым или средним оснащением - то, что жена одобрит.
Тем более, что 90-сильный 1,6 себя особо не проявляет. Старт проблем не вызывает, а вот быстро разогнаться на высокой передаче не получается: ускорение получается вялым. В режиме "первая/вторая/третья" с выжатой до упора педалью газа Logan 1.6 тоже звезд с неба не хватает: быстро, но явно не на уровень 1,6-литрового мотора. А ведь обещано было 11,5 секунд с места до 100 км/ч. Может, обкатается и поедет веселее? Хочется в это верить, потому что машина со снаряженной массой 980 килограммов и относительно "короткими" передачами должна, нет, просто обязана ездить веселее!
Впрочем, что-то я забылся на секунду и совсем перестал думать как потенциальный покупатель Dacia Logan - не на те вещи обращаю внимание. Как плавность хода? Хороша, и придраться здесь не к чему. В настройках ходовой части найден хороший баланс между плавностью, управляемостью и комфортом. По трассе Logan идет мягко, а на колдобинах рьяно сопротивляется, не пропуская удары на кузов.
Скажу даже больше: сильно впечатлила энергоемкость подвесок. Как обычно, попробовал машину на грунтовой дорожке, и Dacia заставила задуматься по этому поводу. Хорошо идет! Мягко и особенно эффективно работает подвеска на волнах, когда машина раскачивается и может зацепиться днищем за кочки. Здесь и такого нет и в помине: подвеска отлично гасит и раскачку, и вибрации. И удары тоже неплохо держит.
Что ж, мне, точнее, тому типу с калькулятором в руке, такая Dacia Logan нравится. Дизайн, интерьер: здесь нечего поругать, но и нечем восхититься. Замечания по поводу эргономики я перечислил, подвеской восхитился, характеристики двигателя поставил под сомнения. Осталось только заглянуть в калькулятор и посмотреть, что же там получается по деньгам.
А здесь получаются интересные вещи. Цены на Dacia Logan стартуют с отметки 6 200 евро, и дилеры говорят об этом как о несомненном преимуществе. Все остальные, мол, сидят и нервно курят: такого предложения у них нет. Но мы проверили и выяснили, что для Dacia все не так радужно, как хотелось бы продавцам.
Две минуты в Internet - и у нас есть информация от нескольких дилеров других марок. Мы взяли две компании наугад, и вот что получилось: базовая Opel Corsa 1.2 с роботизированной коробкой передач стоит от 7 978 евро, трехдверный Ford Fiesta 1.3 с 70-сильным мотором - от $9 300. И тогда мы решили заняться вопросом ценового преимущества Dacia Logan поплотнее...
Ценообразование
Если бы Renault сдержал обещание и действительно запустил в продажу автомобиль стоимостью 5 000 евро, Dacia Logan была бы вне конкуренции на любом рынке мира. И на нашем в том числе. Но она стоит от 6 200 евро за "пустую" базовую версию, с двигателем 1,4 литра (75 л.с.).
Базовая комплектация Е0 подразумевает, что вам достанется автомобиль с минимальным пакетом оборудования - корректор фар, радиоподготовка, тканевая обивка, пепельница и прикуриватель, обогрев заднего стекла, ЖК-дисплей на панели приборов, тахометр, иммобилайзер, стальная защита двигателя и пластиковые мини-колпаки колес, прикрывающие центральную ступицу. Колеса - R14; на стальных дисках, на решетке радиатора - хромированная полоса. Больше ничего нет, даже зеркала придется регулировать снаружи, как в старые добрые времена.
Вторая версия - Е1 или Ambiance, стоит уже от 6 900 евро. Двигатель тот же, 75 л.с., а оснащение побогаче: бампера в цвет кузова, полноразмерные пластиковые колпаки на колесах, хромированная окантовка на решетке радиатора, боковые молдинги, подушка безопасности водителя, тонировка стекол, центральный замок с дистанционным управлением, система рециркуляции воздуха, отделка центральной консоли под алюминий, тканевые вставки в дверях, подсветка "бардачка" и багажника. Все это, естественно, вдобавок к оснащению базовой версии, и даже зеркала здесь регулируются хоть и вручную, но изнутри салона.
Эту версию заочно называют самой востребованной: цена и оснащение хотя бы немного приблизились к разумному компромиссу, и если вас устраивают тактико-технические параметры 75-сильного 1,4-литрового мотора, то Dacia Logan Ambiente будет неплохим выбором.
Хуже, если хочется чего-то мощнее и с более солидным оснащением. Dacia Laureate, оснащенная 1,6-литровым 90-сильным двигателем, стоит от 8 800 евро. Разница в 15 л.с. и 2 000 евро означает, что ваш автомобиль будет иметь немного иную внешность и более солидное оснащение. Эта версия стоит на 15-дюймовых колесах (тоже, правда, стальных) и имеет накладку на решетке радиатора, окрашенную в цвет кузова. В ней есть гидроусилитель руля, спидометр и тахометр имеют серебристую окантовку, передние электростеклоподъемники и импульсный стеклоподъемник со стороны водителя, электропривод и обогрев наружных зеркал, накладки на порогах, регулировку водительского кресла по высоте и поясничному подпору, карманы в спинках передних дверей, радиоподготовку к установке задних динамиков и кассетную магнитолу 4X15W. Кроме того, данная версия отличается также мелкими деталями: двухтоновым сигналом клаксона, зуммером, сигнализирующим о незакрытых дверях, и наличием бортового компьютера, показывающим среднюю скорость, пройденное расстояние, время в пути, расчетный запас хода по топливу, общий/средний/мгновенный расход топлива. Но кондиционер и литые диски по-прежнему в списке опций, несмотря на вполне "взрослую" цену.
КОНКУРЕНТЫ
За деньги...
По сегодняшнему курсу валют, 6 200 евро - это почти восемь тысяч долларов, и за эти деньги можно купить не только Dacia Logan в базовой комплектации. К примеру, за 6 400, но долларов, предлагается UZ-Daewoo Matiz узбекской сборки, с двигателем 0,8 литра. Причем цена указана с "таможней" для юридического лица: то есть, это последняя цена и больше ничего не придется доплачивать. За "растаможку" Logan 1.4 по нынешним ставкам придется выложить 840 евро - таким образом, базовая версия обойдется вообще в 7 040 евро.
Но вернемся к конкурентам. Понятное дело, UZ-Daewoo и Dacia - автомобили совершенно разные, но ведь Logan входит в сегмент бюджетных моделей, а здесь считают буквально каждую копейку. И поэтому в качестве конкурентов рассматривают все, что стоит столько же или дешевле.
И выбор, как ни странно, есть. Если маловато 0,8 литра, можно купить Matiz с литровым двигателем - он стоит от $8 400. Опять же, с учетом всех таможенных платежей. А за $8 600 предлагается Matiz 0.8 с автоматической коробкой передач - а вы же знаете, как женщины любят "автоматы". Тем более, у UZ-Daewoo Matiz и внешность подобающая, вполне женская.
Другой серьезный конкурент для Dacia Logan - Hyundai Getz. Против него у "румынки" вообще козырей мало, разве что размеры и формальная принадлежность к сегменту С. Зато Getz собирается в Южной Корее, а это гарантирует не только надежность, но и отсутствие даже мелких дефектов. Да и цена у Getz хорошая: базовая версия стоит от $9 500. При этом в машине, в отличии от Dacia, есть все необходимое для того, чтобы не чувствовать себя обманутым при покупке: кондиционер, центральный замок, иммобилайзер, подушка безопасности водителя, бамперы, зеркала и дверные ручки в цвет кузова, электропривод и обогрев зеркал, электропакет и т.д.
Правда, за $9 500 предлагается версия с мотором 1,1 литра, но его мощность составляет 65 л.с. - немногим меньше, чем у Dacia Logan. А Getz 1.3 с 84-сильным двигателем и примерно таким же пакетом оснащения стоит $10 600. Как раз столько же, сколько и топовый Logan 1.6 без кондиционера.
За $10 000 буквально без нескольких центов предлагается VW Gol - пятидверный хэтчбек с 1,8-литровым 100-сильным мотором и оснащением, которое подбирали специально для нашего рынка. Центральный замок с Д/У, гидроусилитель руля, аудиосистема, кондиционер: вам не нужно мучительно выбирать из списка опций, потому что Gol поставляется к нам только в одной комплектации, где есть все необходимые позиции оснащения.
По размерам...
Но и это далеко не все, кому Logan бросил вызов - доступных автомобилей, как выяснилось, на белорусском рынке хватает. И не все они такие малявки, как Matiz или Getz, есть и вполне соразмерные автомобили. И даже классом повыше.
Из прямых одноклассников предлагается UZ-Daewoo Nexia - заслуженный бестселлер российского рынка, уже несколько лет подряд не покидающий TOP-5 российского рынка иномарок.
Автомобиль узбекского производства, с мотором 1,5 литра (75 л.с.), у нас стоит от $8 200 - с учетом всех таможенных платежей. Тот же автомобиль, но с кондиционером - от $8 900. Есть и более мощные модификации Daewoo Nexia - с 16-клапанным 85-сильным двигателем. Такие автомобили стоят от $8 700.
Есть в данной ценовой категории и автомобиль среднего класса - Iran Khodro Samand, произведенный в Иране. Созданный на базе Peugeot 405, иранский седан позаимствовал у него не только размеры кузова, но и всю конструкцию: подвески, двигатель, детали интерьера. Samand оснащается 1,8-литровым бензиновым двигателем, и в базовой версии стоит от $7 700 без учета доставки и таможенных платежей. Топ-версия с кондиционером, бортовым компьютером, электропакетом, центральным замком с Д/У стоит от $8 800. Так что ценовой козырь Dacia Logan, пожалуй, использовать не сможет.
Вердикт "АБw"
Слишком мало автомобиля за не такие уж малые деньги. А ведь PR'щики так долго вдалбливали нам, что это будет суперпредложение в нижней ценовой категории, и никто не сможет предложить лучшее за те же деньги. Действительность оказалась печальнее: об обещанных пяти тысячах евро никто уже не вспоминает, а за 6 200 евро вы получаете абсолютно пустой автомобиль. И только.
При этом сама по себе Dacia Logan неплоха: чувствуется грамотный подход к проектированию и снижению расходов, а также тщательная доводка ходовых качеств. Большой багажник, энергоемкая подвеска, просторный салон, где сзади нормально помещаются трое - именно таким и должен быть автомобиль, которому предстоит взорвать рынок. Но нужно что-то сделать с ним, "приправить": либо цену уменьшить, либо списки оснащения пересмотреть...
P.S. Редакция "АБw" выражает признательность компании "Автопромсервис" за предоставленный для теста автомобиль.
(+)
- Энергоемкая и мягкая подвеска
- Большой багажник
- Внушительный дорожный просвет
- Просторный салон
(-)
- Нетрансформируемый салон
- Сильный шум на скорости свыше 120 км/ч
- Багажник открывается только ключом зажигания
БЕЗ ЭМОЦИЙ
- Опять обманули! Обещали 5 000, а продают за 6 200. Пора установить предельные цены на автомобили, как это принято с некоторыми другими социально значимыми продуктами потребления. Куда только власть смотрит?
- А вы куда смотрели, когда развешивали уши? В светлое будущее? Никто никого не обманывал. Да, говорили, что Logan будет стоить 5 000 евро, но не говорили кому. Вашу фамилию называли?
- Я что-то не слышал. В Германии тамошним немцам этот Logan "впаривают" еще дороже, а те только в очередь выстраиваются. И берут! Потому что автомобиль им нужен для передвижения по местности с определенным уровнем удобства. А еще они используют бытовые предметы строго по назначению и не ищут им другого применения. Потому что для других целей у них существуют другие предметы. Мы же норовим найти что-то абсолютно универсальное, дешевое и вечное. Пора взглянуть правде в глаза - такого автомобиля нет! К выбору автомобиля надо подходить проще: нравится, как он едет - бери и езжай, не нравится - попробуй другой. А деньги?
- А кто говорил про какие-то деньги? С моей точки зрения, Logan хорош уже тем, что ручки на дверях у него мне понравились. Хорошие ручки, "упористые". Бывают, конечно, лучше, но на других автомобилях. Поэтому Logan - хорошая машина, не придерешься. А для перевозки досок или мешков с цементом, форсирования рек и гонок с преследованием существуют другие автомобили.
Таблица технических характеристик Dachia Logan 1,6
ДВИГАТЕЛЬ | |
Тип | бензиновый |
Число и расположение цилиндров | 4, рядное |
Рабочий объем, куб.см |
1598 |
Мощность, л.с. при об./мин | 90/5500 |
Макс. крутящий момент, Н*м при об./мин | 128/3000 |
ТРАНСМИССИЯ | |
Привод | передний |
Тип | 5, механическая |
ДИНАМИКА | |
Разгон до 100 км/ч, с | 11,5 |
Макс. скорость, км/ч | 175 |
ЭКОНОМИЧНОСТЬ | |
Средний расход топлива, л/100 км | 7,3 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина/ширина/высота, мм | 4250/1735/1525 |
Колесная база, мм | 2630 |
Объем багажника, л | 510 |
СРАВНЕНИЕ С АНАЛОГОМ КЛАССА С
Модель | Logan 1,6 | Corolla 1,6 |
Тип кузова | седан | седан |
РАЗМЕРЫ И ЕМКОСТИ | ||
Колесная база(мм) | 2630 | 2600 |
Длина(мм) | 4250 | 4385 |
Ширина(мм) | 1735 | 1710 |
Высота(мм) | 1525 | 1480 |
Дорожный просвет под нагрузкой(мм) | 155 | 103 |
Объем багажника(л) | 510 | 437 |
ДВИГАТЕЛИ | ||
Рабочий объем(см3) | 1598 | 1598 |
Топливо | Бензин АИ-92 | Бензин АИ-95 |
Мощность(л.с.) | 90 | 110 |
ДИНАМИКА | ||
Максимальная скорость(км/ч) | 175 | 190 |
Время разгона 0-100 км/ч(с) | 11,5 | 10,2 |
РАСХОД ТОПЛИВА | ||
городской цикл(л/100км) | 10,0 | 9,0 |
загородний цикл(л/100км) | 5,8 | 5,9 |
смешанный цикл(л/100км) | 7,3 | 7,0 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ DACHIA LOGAN
Объем багажника(литров) | 510 | |
Размеры (мм) | ||
A - Колесная база | 2630 | |
B - Длина | 4250 | |
C - Передний свес | 777 | |
D - Задний свес | 843 | |
E - Колея передних колес | 1466* | |
F - Колея задних колес | 1456* | |
G - Ширина с зеркалами заднего вида | 1735/1975 | |
H - Высота | 1525 | |
J - Высота нижнего контура проема багажника | 690 | |
K - Дорожный просвет под нагрузкой | 155 | |
L - Длина салона от блока педалей до спинки заднего кресла | 1685 | |
M - Ширина салона спереди | 1418 | |
M1 - Ширина салона ссзади | 1428 | |
N - Ширина салона по средним стойкам | 1390 | |
N1 - Ширина салона по задним стойкам | 1420 | |
P1 - Высота от переднего кресла до крыши под углом 14 градусов | 906 | |
P2 - Высота от заднего кресла до крыши под углом 14 градусов | 873 | |
Y - Ширина верхней части проема багажника | 1072 | |
Y1 - Ширина нижней части проема багажника | 941 | |
Y2 - Максимальная ширина проема багажника | 1127 | |
Y3 - Внутренняя ширина багажника между колесными арками | 1030 | |
Z1 - Максимальная длина груза | 1005 | |
Z2 - Внутренняя высота багажника | 535 | |
*для модификаций с 15-дюймовыми колесами |
СРАВНЕНИЕ С БЮДЖЕТНЫМИ СО СХОЖЕЙ ЦЕНОЙ
Модель | Logan 1,4 | Fabia 1,4 |
Тип кузова | седан | седан |
РАЗМЕРЫ И ЕМКОСТИ | ||
Колесная база(мм) | 2630 | 2460 |
Длина(мм) | 4250 | 4220 |
Ширина(мм) | 1735 | 1645 |
Высота(мм) | 1525 | 1450 |
Дорожный просвет под нагрузкой | 155 | 105 |
Объем багажника | 510 | 440 |
ДВИГАТЕЛИ | ||
Рабочий объем(см3) | 1390 | 1390 |
Топливо | Бензин АИ-92 | Бензин АИ-95 |
Мощность(л.с.) | 75 | 75 |
ДИНАМИКА | ||
Максимальная скорость(км/ч) | 162 | 168 |
Время разгона 0-100км/ч (с) | 6,8 | 6,6 |
РАСХОД ТОПЛИВА | ||
городской цикл(л/100км) | 9,2 | 9,2 |
загородний цикл(л/100км) | 5,5 | 5,2 |
смешанный цикл(л/100км) | 6,8 | 6,6 |