Биографы не зафиксировали точной даты рождения украинской популярной музыки. Но то, что рождалась она долго и в мучениях – общеизвестно.
Кто-то празднует этот день одновременно с днем рождения Независимой Украины, есть такие, кто считает, что музыка родилась несколько раньше – в 1989 с первым фестивалем „Червона Рута”. Однозначно, именно этот фестиваль когда-то зарубцевал границу между традиционной эстрадой (олицетворение – София Ротару) и новой волной украинской популярной музыки.
1988-1994
Рок-панк-бард бум (Эра фестиваля “Червона рута”)
Новая волна, как и положено, в революционный период, блистала панком и бардством. Ее лидерами однозначно были львовяне „Браты Гадюкины”, „Сестричка Вика”, киевляне „Кому Вниз”, „ВВ” и другие. А фестивальными символами (кроме „Червоной Руты”) стали львовский панковский „Вывих”, Луцкий бардовский „Обериг” и Дубнинский рокешный „Тарас Бульба”. В недрах этой рок-панк-бард тусовки уже зрели будущие поп-символы - Ирина Билык (гурт „Цей дощ надовго”) и Виктор Павлик (гурт „Анна-Мария”), иные (Олександр Пономарьов, Анжелика Рудницкая, Наташа Могилевская, Дима Климашенко) - пешком под стол ходили, третьи – Таисия Повалий, Павло Зибров – торили дороги откровенной эстрады.
Главными потребителями этой волны стала западно-украинская и национально-устремленная киевская молодежь. Центр и восток дремали, отдавая предпочтение „Ласковому маю” или Цою. Одновременные попытки создать аналогичную музыку в Украине („Каникулы”, „Поп-школа”, Ирчик) если и были успешными, то успех длился несколько месяцев.
К 1993 году образовался вакуум, и казалось украинская поп-музыка исчезает навсегда и бесповоротно.
Но свято место пусто не бывает. В 1994 году на свет родилась „Территория А”, которая к 1996 году организовала новый украинский поп-бум.
1995-1999
Поп-данс бум (Эра Хит-парада „Территории А”)
Бума не предвещало ничто. Старая музыка умирала. На пепелище торчало несколько имен из традиционной эстрады, которые погоды не делали. Ярко горел некий переходный феномен Гарик Кричевский, но будущего этот огонь не обещал. Пресса писала о крахе украинской музыкальной культуры, а телевизионные каналы показывали длинные музыкальные фильмы с главными героям-исполнителями среди гор или полей. Что происходило в Европе или России мы не знали, потому что “ихних” теле и радиоканалов к нам еще не протянули.
И вдруг – ежедневная украинская поп-десятка видеоклипов с яркими перебивками и милой ведущей – это была „Территория А” с Анжеликой Рудницкой. Это-то в стране, где готовых клипов было десяток-два. Зритель ликовал, шоу-богема безмолвствовала. Все ждали, когда хит-парад загнется из-за недостатка рейтинга или клипов. Но не тут-то было. Рейтинг рос, клипы пришлось снимать самим - на ходу и учиться. Только за один год собственными силами „Териитории А” или по ее заказу было снято около 50 клипов. Кое-кому повезло особо. Например, Юрченку или „Аква-Вите” - они получили по 5 клипов, которые и сделали их на какое-то мгновение первыми номерами в стране. Активно включилась в клиповую лихорадку и Ирина Билык - в ее активе тоже появились полдесятка клипов. Так страна родила первых поп-символов с той лишь разницей, что Ира продержалась в этой роли несколько лет, а другие сдулись значительно быстрее. Потребителем волны стали в Украине практически все от мала до велика. Страна, говорящая по-русски, запела по-украински. „Ти мій”, „З ранку до ночі”.
Во время концерта в Полтаве зрители, что не смогли купить билетов, снесли входную дверь, а после концерта час брали штурмом автобус с артистами.
И было это чудо до августа 1998 года – сюда бросились российские артисты.Украинские артисты, особенно молодежная музыка, практически перестали продаваться. Уцелели только те, кого могли финансировать коммерческие или государственные структуры. Своеобразная новая традиционная эстрада - Павло Зибров, Таисия Повалий, Александр Пономарьов, Оксана Билозир и некторорые другие.
Вслед за этим, естественно, резко упало количество новых песен, клипов, альбомов. Рухнули надежные лейблы, эфир заполнила русская музыка. Все вернулось к состоянию 1988 года.
2000-2002.
Бум ожидания и надежд. (Эра фестивалей „Таврийские игры' и “Перлини сезону”).
Все те, кто худо-бедно держал на плаву украинскую песню “Територия А”, “Золотые ворота”, “Национальный хит-парад”, “Шлягер” и даже “Вiz-tv” уходят из общенационального эфира.
Ухитряются держаться на плаву некоторые старые исполнительские проекты, которые играли первые-вторые роли в предыдущий период. Это и Повалий-Зибров, и вечно юные, хоть и плавно угасающие Билык, Пономарев, Лорак, Павлик. Среди новых имен можно назвать в основном русскоязычные хорошо инвестированные проекты: Gалина, „Алиби”, Дима Климашенко, Ассия Ахат, „Виа Гра”.
Мы говорим о музыке, популярной в нашей стране. О лице музыки нашей, независимой Украины. Новая украинская музыка отмечает свое 15-летие. Снято около 2000 видеоклипов, выпущено сотни альбомов и сборников.
Черты этой музыки проглядывают все явственнее. И о национальности лица уже мало кто спросит – видна невооруженным глазом.
Львов, Кривой Рог, Тернополь и Одесса – ото всюду льются голоса. И пусть не все имена известны, но слышны. Они все громче, все слышнее. Излишне упоминать, как далеко понеслись улюлюканья нашей Русланы.
Выпущенный в 2005 году учебник по истории Украины отмечает: „Украину знают в мире и за достижения в искусстве. Во многих странах мира у группы „Океан Эльзы” есть почитатели”, а рядом – фотография – „Юлия Тимошенко и лидер группы „Океан Эльзы” Святослав Вакарчук.
ВВ – определение уже энциклопедическое.
Харьковских „Пятницу” вкупе с Luk’ами, раз услышав, упорно не желает отпускать обратно Россия.
Тартак, Катя Чили, Грин Грей, ТНМК, Скрябин, а ще Борщ, Гайдамаки, Крихітка Цахес. Слишком много их, чтоб продолжать. Список долгий и звучный. Список имен – при упоминании каждого из которых неизбежна радость узнавания. И уж вам решать приятно этот список неожиданный или наоборот, когда рок, джаз, рэп – и все поп.