Сегодня, продолжая рубрику «ЛитКлуб», я расскажу тебе о неподражаемом творчестве одной великолепной женщины. Сказать, что она загадка – не сказать ничего. Открытый, но глубокий взгляд, чуть мужское угловатое лицо, выразительные скулы, слегка вьющиеся волосы. От нее будто бы веет какой-то необъяснимой грустью и жизненным опытом. Я познакомлю тебя с современницей. Я познакомлю тебя с Верой Павловой.
4 мая 1963 года в порту семи морей, появилась на свет Вера Павлова. Окончила музыкальный колледж им. Шнитке и Академию музыки им. Гнесиных по специальности "История музыки" (дипломная работа «Поздние вокальные циклы Шостаковича: к проблеме взаимоотношения поэзии и музыки»). С восьми до восемнадцати лет Вера сочиняла музыку и хотела стать композитором. Позднее работала экскурсоводом в доме-музее Шаляпина, печатала музыковедческие эссе, около десяти лет пела в церковном хоре. Двенадцать лет руководила детской литературной студией «Звёзды Зодиака».
Стихи начала писать в возрасте двадцати лет, еще в роддоме, после рождения первой дочери, Натальи, печататься - после рождения второй, Елизаветы. Первая подборка была опубликована в журнале "Юность", известность пришла с появлением в газете "Сегодня" разворота из семидесяти двух стихотворений, породившего миф, что Вера Павлова - литературная мистификация. Печаталась в литературных журналах в России, Европе и Америке.
В России Павлова выпустила тринадцать книг. Она лауреат премий имени Аполлона Григорьева, «Антология» и специальной премии «Московский счёт». Ее книги ереведены на пятнадцать иностранных языков. Что уж говорить об участии в международных поэтических фестивалях в Англии, Германии, Италии, Франции, Бельгии, Украине, Айзербайджане, Узбекистане, Голландии, США. Автор либретто опер «Эйнштейн и Маргарита», «Планета Пи» (композитор Ираида Юсупова) и «Дидона и Эней, пролог» (композитор Майкл Найман). Как чтец, записала семь дисков со стихами поэтов Серебряного Века. Спектакли по стихам Павловой поставлены в Скопине, Санкт-Петербурге, Москве. Фильмы о ней и с её участием сняты в России, Франции, Германии, США. В данный момент Вера Павлова живёт в Москве и в Нью-Йорке. Замужем за Стивеном Сеймуром, в прошлом – дипломатическим, а ныне - литературным переводчиком.
Говоря о творчестве Павловой, сложно выдать какое-то объективное мнение, ведь ее творчество очень субъективно и воспринимается не так, как привычная нам поэзия. Стихотворения пронизаны искренностью и такой откровенностью, которая порой граничит с пошлостью. Ее поэзия в первую очередь посвящена личной и интимной жизни современной женщины, которую поэтесса пишет с такой неподдельной прямотой и честностью, что, честное слово, шокирует. Порой, лишенные привычного слога, рифмы не просто трогают душу, а хватают за шкирку и мотают из стороны в сторону.
Предлагаю к прочтению несколько интереснейших стихотворений Веры Павловой.
***
Была бы моя воля, я бы запрет
употреблять одно слово в соседних фразах
распространила на соседние страницы, главы, романы,
месяцы, годы. Помолчи. Но ты повторяешься
даже в молчанье.
***
Любовь - картошка,
печёная,
только что извлеченная
из золы, и ты
перебрасываешь
ее
с ладони на ладонь,
боясь обжечься
больше,
чем уронить.
***
но мы достанем билеты
но будут места плохими
но фильм будет ужасным
но мы до конца досмотрим
но вместо КОНЕЦ ФИЛЬМА
прочтем КОНЕЦ СВЕТА
но в зале зажжется свет
* * *
Во мне погибла балерина.
Во мне погибла героиня.
Во мне погибла лесбиянка.
Во мне погибла негритянка.
Как много их во мне погибло!
И только Пригов жив-здоров.
* * *
Хочешь, чтобы тебя слушали?
Чтобы к тебе прислушивались?
Ловили каждое слово?
Переглядывались - что он сказал? -
Хочешь? - Иди в машинисты,
води пригородные электрички,
говори свысока, небрежно:
Мичуринец, следующая Внуково.
* * *
Поняла, где у меня душа -
в самом нижнем, нежном слое кожи,
в том, изнаночном, что к телу ближе,
в том, что отличает боль от ласки,
в том, что больше ласки ищет боли...
* * *
Они менялись кольцами тайком.
Они в санях по городу летели.
Метели покрывали их платком
и хмелем посыпали их метели.
И путь у них настолько был один,
настолько было некуда деваться,
что не хотелось куриц и перин,
что даже не хотелось целоваться,
а только лица ветру подставлять,
а только на ветру в лице меняться.
Метели мягко стелят. Страшно спать.
Еще страшнее будет просыпаться.
* * *
Почистила зубы.
Больше я этому дню ничего не должна.
***
На старом сломанном диване,
На пыльном рваном покрывале
Прикладывали рану к ране,
И раны сразу заживали.
Но, воровато озираясь,
Стыдясь, ни говоря ни слова,
Мы друг от друга отрывались,
и раны открывались снова.
***
От природы поставленный голос.
От природы поставленный фаллос.
Никогда еще так не боролась.
Никому еще так не давалась.
Маша Жданова