Что нужно для того, чтобы найти счастье? Может быть, для этого нужно перенести много страданий, лишений и тревог? И при этом так и не сделать никому зла? И ни разу не отступить, даже когда очень страшно? И идти вперед - зная, что будет больно, очень больно. И может быть тогда, наблюдая за всеми этими титаническими усилиями добрый Бог сжалиться и пошлет.. победу в передаче «Кто хочет стать миллионером» как крохотный довесок к огромной, взаимной любви.
Характер главного героя Джамаля, можно определить одной фразой, сказанной про него братом - "каином": «Он не сдаcтся. Никогда не сдаcтся». А может находить в себе силы не сдаваться - в этом и есть великое счастье? Если у вас в наличии имеются душа и сердце, то посмотрев фильм вы поймете о жизни чуть больше. И вам невыносимо захочется большой и настоящей. Любви. И плевать на 20 миллионов индийских рупий.
(с) Олеся Саган, Афиша.ру
Лопоухий индийский тинейджер Джамаль Малик (Пател) выходит из студии программы «Кто хочет стать миллионером?» — передача почему-то идет в прямом эфире, время закончилось, Джамаль только что выиграл больше денег, чем мог заработать за всю жизнь, и впереди его еще ждет последний вопрос на 20 миллионов рупий. На улице нового национального героя без церемоний заталкивают в машину и отвозят в полицейский участок, где учтивый инспектор, нехотя применяя пытки, старается понять, как именно юноше удалось смошенничать. Тот в ответ рассказывает свою биографию — не слишком счастливую, но магическим образом дававшую подсказки на все вопросы викторины.
«Миллионер» выстроен по тому же незатейливому принципу, что и передача: вопрос — ответ, вопрос — ответ (именно так, «Вопрос — ответ», называется книга британского индуса Викаса Сварупа, легшая в основу фильма), в финале — аплодисменты. Откуда полуграмотному бомбейскому официанту знать, какой поэт написал в XVI веке такие-то стихи, — а потому что однажды, когда он был маленький… (далее — случай из жизни). И чувства, которые испытываешь во время просмотра, тоже вполне телезрительского характера: немного ерзанья на стуле, получение некоторых поверхностных знаний о жизни на земле, радость за победителя. Рецепт, как во всех гениальных бизнес-проектах, простой, но безотказный.
Максим Галкин становится популярнее Путина, Бойл впервые со времен картины «На игле» печет стопроцентный хит, кино для миллионов — со всеми плюсами и минусами этого статуса. Индийская сказочная мелодрама, но с необходимой дозой европейской иронии; Болливуд, в любви к которому не стыдно признаться. Чем чаще Бойл делает серьезное лицо, тем больше у скептика оснований заметить, что жизнь несколько сложнее, — но режиссер всякий раз спохватывается и даже нищих калек органично вписывает в развлекательную программу субботнего вечера. Все понарошку — разве не это всем нам хочется услышать? Если прижмет, останется опция «пятьдесят на пятьдесят». Или «помощь зала». Ну и на крайний случай — «звонок другу».
Алексей Васильев говорит с Дэнни Бойлом про Болливуд в связи с «Миллионером из трущоб». Телеверсия для «Афиши-ТВ»:
- Вам доводилось смотреть болливудские фильмы прежде, чем вы приступили к работе над «Миллионером из трущоб»?
- Не особо. Только урывками.
- В смысле?
- Я видел кусочки из индийских фильмов, но так чтобы посмотреть один из них целиком – это нет. Специально я ими не интересовался. Только когда я уже приехал в Мумбаи и начал готовиться к съемкам – а продолжались они восемь месяцев – вот там да, я пересмотрел их огромное количество.
- То есть, знакомились уже в процессе съемок?
- Да, накануне съемок, по ходу съемок…
- А что именно смотрели?
- Да много всего, уйму.
- Тогда что произвело неизгладимое впечатление?
- Я пересмотрел массу типичных бомбейских фильмов, типа «Любовь с первого взгляда», «Ритма любви»…
- Музыку к ним писал композитор «Миллионера из трущоб» А.Р.Рахман.
- Да, и в них полно болливудских песен. Но там снимают и фильмы без выкрутасов. Они мне больше по вкусу. Очень хорош, например, фильм под названием «Предательство»: сценарий к нему написал человек, который в моей картине сыграл того толстого констебля, Саурабх Шукла. Есть у них еще отличный режиссер Анураг Кашьяп, сделавший фильм «Черная пятница», который мне действительно понравился.
- Это про террористов?
- Да, про террористов. Или вот еще могу порекомендовать – «Расплата за всё»: ее поставил тот же режиссер, что сделал «Предательство», Рам Гопал Варма. От этих картин я остался под впечатлением. В наши намерения изначально входило использовать болливудские фильмы в качестве источника вдохновения: в этих я обнаружил более западную, сдержанную манеру изложения, где сюжет не тормозят вставные музыкальные номера или юмористические сценки. Мне это пришлось по душе.
- То есть обращение к приемам, характерным для современного Болливуда, в «Миллионере» осознанное?
- Да. Элементов традиционного болливудского сюжетосложения у нас предостаточно. Рассказ о двух братьях – чистый Болливуд, это очевидно. Гибель матери, похищение девушки, поиски девушки. Вообще-то, не то чтобы у Болливуда эксклюзив на подобный материал – это классические ходы, они есть в любой культуре, болливудская здесь только обертка, а история стара как мир… Зато конец фильма – это же выступление болливудского ансамбля песни и пляски!
- Это да. А монтаж, этот по-болливудски напористый монтаж?
- Да. И вот что мне еще особенно нравится в Болливуде – как они микшируют музыку. В их фильмах она всегда орет. Они ее выкручивают на максимум. На Западе мы стараемся приглушить музыку, спрятать. Она заползает в ваше восприятие исподтишка. Вы даже не успеваете понять, что она начала звучать. Она уже вовсю воздействует на вас, когда вы еще не успели отдать себе отчет, что исполняется какой-то мотив. А там музыка: «Ба-бах! А вот и я!» Отлично! Мы тоже выкручивали музыку на полную громкость. Мне нравится динамичная музыка, а наш композитор А.Р.Рахман сделал себе имя, сочиняя традиционные болливудские любовные песни, и весьма преуспел в этом. Здесь ему пришлось микшировать их в более агрессивном ключе. Сотрудничество со мной стало для него своего рода испытанием. Ему пришлось ломать те самые стереотипы, к которым он привык за годы работы в Болливуде, изобретать музыкальный фьюжн, в котором в итоге нашлось место и ритм’н’блюзу, и хип-хопу, и рэпу. Вообще-то, американская и европейская поп-музыка уже вовсю оказывают влияние на бомбейскую киномузыку. Иногда слышишь какую-нибудь свежую болливудскую песенку про любовь и думаешь: «А это не «Блонди»? Звучит как «Блонди»…» Вот это я люблю!
- А вам случалось наблюдать в Мумбаи проявления того исконно индийского идолопоклонства перед кинозвездами, которое в вашем фильме так метко схвачено в сцене с автографом Амитабха Баччана?
- Да уж, насмотрелся.
- Расскажите.
- Да с кем бы из актеров я не вышел – одно и то же. Во-первых, я испытал это, находясь рядом с А.Р.Рахманом – который пребывает в статусе мегазвезды. С ним невозможно пройти по улице. Поэтому живет он в машине. Из машины он вообще никогда не выходит. И даже когда мы работали в Лондоне и выходили перекусить, тамошние индийцы при его виде впадали в истерику. Мне он показался весьма скромным джентльменом. А люди тыкали в него пальцем с видом, как будто увидели бога. Он для них и есть бог. Очень чудно. Но такова уж их сила любви к кино – и это же ведь правда чудесно!
- А вам рассказывали, что творится, когда Амитабх Баччан высовывает нос на улицу?
- А чего мне рассказывать, когда мы каждый день проезжали мимо его дома: там толпы людей днями напролет ждут, чтобы хоть краем глаза на него взглянуть. А дождавшись, топают назад в свои деревни и всем про это рассказывают, счастливые.
- А как вы думаете, поставил бы он автограф на своей фотографии, если бы ему, как в вашем фильме, ее протянул мальчик, перемазанный с ног до головы дерьмом?
- Я думаю, что он очень любезный. Как и Анил Капур. Для поклонников он на все готов. Помню, мы вместе оказались в аэропорту, отовсюду стали подтягиваться зеваки, а охранник грубо отталкивал их. И Анил сказал: «Да бросьте вы их расталкивать, не надо». Причем, он и это произнес как-то любезно, так чтобы и охранника не обидеть. Болливудским звездам присуще чувство такта, великодушие. Они знают, что не могут всю дорогу избегать людей.
- А вам не показалось, что болливудским звездам стоило бы лучше реально помочь своим соотечественникам, живущим в нечеловеческих условиях, чем продолжать раздавать им автографы и морочить голову своими фильмами?
- А они и помогают.
- Да неужели?
- Да, помогают, и немало. Например, есть там у них один такой, который каждую пятницу принимает у себя дома сотни нищих, кормит их обедами.
- А кто?
- Не скажу. Потому что он держит это в секрете, не афиширует, никак не использует. Он верит в бескорыстную помощь.
- Ну кто это?
- Он крупная звезда. Вот, кормит нищих.
- В «Миллионере» первый вопрос викторины касается Амитабха Баччана и звучит как «Кто исполнил главную роль в фильме 1973 года «Затянувшаяся расплата». Почему вместо фрагментов этой картины вы использовали нарезку из другой картины с Баччаном, «Носильщик», снятой десятью годами позже?
- Использовали то, на что смогли получить разрешение.
- Вам не разрешили использовать кадры из «Затянувшейся расплаты»?
- Ну, мы пытались получить разрешение именно на них, но ничего не вышло. Ситуация с авторскими правами в Индии очень запутанная. Они не на всё распространяются. Помните, у меня в фильме ближе к концу возникает танец под песню Aaj Ki Raat («Сегодня ночью») из фильма «Дон. Главарь мафии»? Так вот, права на использование звуковой дорожки «Дона» мы получили, а на использование изображения – нет. Пришлось подкладывать более-менее соответствующее изображение из другого источника.
- А вы-то сами посмотрели «Затянувшуюся расплату»?
- Посмотрел.
- Ну и как?
- Мне понравилось. Но знаете, какой фильм мне больше всего понравился из старых? «Рам и Балрам»!
- Это с Анилом Капуром?
- Нет-нет-нет…
- А, да-да-да, это с Дхармендрой и Амитабхом Баччаном!
- Да! Удивительный фильм. Картинка – глаз не оторвать.
- Да, развлекуха та еще.
- До чего ж чудной фильм! Просто за гранью. Помните, как ловко этот злодей без одной ноги со всем управлялся?
- А вы смотрели индийскую версию «Кто хочет стать миллионером»?
- Да, я даже ходил смотреть, как ее снимают.
- В чем ее отличие от американского или английского эквивалентов?
- Ну, во-первых, она на хинди. Когда ее вел Амитабх Баччан, он говорил часами, без умолку. И это всем нравилось, потому что он такой знаменитый актер, цель игры была – просто посмотреть на него. Публика в студии проводила все время записи в огромном напряжении: каждый только и хотел встретиться взглядом с Баччаном. А он обводил зал глазами и… Для каждого рано или поздно наступал долгожданный момент.
- И им даже было наплевать, как там дела у игрока?..
- Нет, им было важно поймать этот взгляд – для них это было как благословение. Весьма поучительное зрелище.
- Я читал много ваших восхищенных отзывов о болливудских кумирах Амире Кхане и Ритике Рошане. А вам бы не хотелось с ними поработать?
- Я бы с удовольствием. Амир Кхан известен больше как актер, но фильм, который он сделал сам, «Звездочка на Земле», про маленького мальчика – просто потрясающий. Первый час – это вообще один из лучших образцов кинематографа, какой я когда-либо где-либо видел. То, как он показывает мир глазами ребенка, – это фантастика! Потом, правда, без всякого предупреждения начали петь и плясать, а я это как-то с трудом воспринимаю, но все равно - полфильма я просто себя не помнил. И я с ним встречался и так ему об этом и сказал. А Ритик – это самый выдающийся танцор, какого я когда-либо видел со времен Майкла Джексона. Когда на него смотришь, диву даешься, как человек может так порхать!
- А вы знаете, что танцы и пластику ему ставила Фара Кхан?
- Да.
- А почему вы ее не пригласили на постановку танцевального эпизода?
- А я вам скажу: там никого невозможно поймать. Все заняты с утра до вечера. Радуйтесь, если вам вообще удалось хоть кого-то заполучить в свой фильм. Но нам повезло с Лонжинусом: он поставил нам танец, он молодец. Только с Девом (Пателем, исполнителем главной роли) пришлось повозиться – прежде он никогда не танцевал. А все остальные, когда дошло до танца, чувствовали себя в своей тарелке. Возьмите хотя бы Фриду (Пинто, исполнительница главной женской роли) – она не танцовщица, но как станцевала! Ритм танца слышен даже в дрожи ее пальцев! Дев переживал: «Да как же я смогу разучить все эти движения?!» Но Лонжинус очень хороший учитель, и все ему поставил.
- А вы знали Дева по сериалу «Молокососы»?
- Да, конечно.
- И поэтому его выбрали?
- Было еще прослушивание. Он мне показался очень интересным – такой серьезный! В «Молокососах»-то он потешный. Но при личной встрече я обнаружил серьезного молодого человека. Очень тихого, смирного – и в то же время донельзя упрямого. Тем он мне и приглянулся.
- Бывали ли вы на мумбайских киностудиях?
- Порядком.
- Что в них особенного.
- Работа кипит, все очень заняты. Знаете, требования к процессу кинопроизводства там совершенно отличные от наших. «Бог в деталях» - это не про них. На многом экономят. Силы и деньги берегут для танцевальных эпизодов. Прочим можно пренебречь. Иной подход. Еще я понял, что приостановить съемки на несколько месяцев для них – в порядке вещей. Это происходит из-за графика кинозвезд. Две-три недели человек снимается – а потом у него обязательства по другому контракту и он покидает площадку. И три месяца фильм в простое. Потом еще 6 недель поработали – и встали еще на несколько месяцев. Интересно, что это не мешает продвижению фильма, его растущей популярности. Фильм еще не готов, а публика вовсю наслаждается музыкальными эпизодами – их снимают в первую очередь и запускают в ротацию на телевидении. Песни крутят по радио. Если людям они нравится, они с нетерпением ждут премьеры – сборы обеспечены. Короче, другая культура. А вообще, Болливуд полон крайне талантливыми людьми.
- А вы бы хотели снять болливудский фильм в полном смысле слова?
- Нет, я бы хотел снять триллер в Мумбаи.
- С песнями?
- Не знаю. Наверное, все-таки, нет. Нет, я бы хотел снять триллер по всем законам жанра. Болливудский фильм – это плутовской роман. Там есть всего понемногу: триллер, мелодрама, комедия, мюзикл.
- Так в Индии их и называют «масала-фильмами».
- Да, а мне интересна не масала, а триллер. Этот город – идеальный полигон для триллера, гангстерского фильма. Срастется у меня или нет – не знаю, но если получится – это будет улет. И я хотел бы снова поработать с Анилом Капуром.
- А вы видели Ирфана Кхана, который играет у вас полицейского, в болливудском ремейке триллера «Соучастник»?
- Нет.
- Он играет там роль, которую в голливудской версии играл Том Круз.
- Да ладно? Я знаю, что у них только что вышел ремейк триллера «Помни» - он называется «Гаджини» и уже стал самым кассовым болливудским фильмом всех времен. Обязательно посмотрю его, как только вернусь назад – он там еще идет.
- Опять поедете в Мумбаи?
- Да я готов туда лететь хоть завтра. В нем есть чувство большого города, полного людей, циркуляции крови.
- А вы гуляете пешком по улицам в районе Джуху?
- Да.
- А с попрошайками что делаете?
- Денег я им не даю. Мы берем с собой на прогулку какую-нибудь еду, фрукты, бананы – их и раздаем.
- А деньги – нет?
- Нам довольно быстро объяснили, что улицы с их нищими – это ни что иное, как сфера организованной преступности. Из-за каждого угла за ними наблюдают рэкетиры. Все деньги, которые окажутся в руках попрошаек, достанутся мафии.
- А вам не страшно, когда они вас трогают, дергают?
- Нет.
- Вы видели фильм Джеймса Айвори «Бомбейское кино»?
- Нет.
- 40 лет назад он сделал то же, что сейчас вы – с поправкой на перемены в бомбейском киностиле: снял американский фильм с индийскими актерами, с Шаши Капуром, о Болливуде, поиграл с его сюжетными штампами.
- Надо будет посмотреть.
- Чем подход к игре Анила Капура отличается от подхода английских и американских кинозвезд, с которыми вы немало работали, а некоторых, как Юэна МакГрегора, открыли?
- Необыкновенно, как он исполнил эту роль, никогда прежде не играя на английском языке. Каждую ситуацию, реакцию он отыгрывает до предела. Он работает в предложенных историей обстоятельствах, ничего не добавляя от себя, но обыгрывая эти обстоятельства на полную катушку. Он прекрасный актер, а я работал с рядом прекраснейших актеров мирового кино, я знаю, о чем говорю. Он из тех актеров, которых можно назвать сорежиссерами, своей игрой он углубляет, уточняет поставленную режиссером задачу. Своего персонажа он изучает как под микроскопом. Эпизоды викторины мы снимали в хронологическом порядке, и, если вы видели фильм, вы должны были заметить, как его уверенность растет от сцены к сцене. Конечно, это потому, что он постепенно привыкал играть на английском. Ведь на какой риск пошел – он же раньше никогда этого не делал!
- И последний вопрос: что подтолкнуло его героя в какой-то момент помешать Джамалю выиграть?
- А вы что думаете?
- А я вот и не знаю.
- Эго.
- Эго? То есть, он хотел быть единственной звездой шоу? А это как-то навеяно поведением Амитабха Баччана в качестве ведущего этой викторины?
- Ну, я пожалуй, не имею права давать по этому поводу свои комментарии. Но я вот что вам скажу. Иногда, наблюдая рядом двух актеров, постарше и помоложе, видишь, что актер постарше разрывается на две части. Одна его часть хочет поддержать парнишку, а другая – прикончить его, причем здесь, сейчас, немедленно. Знаете, какие они, актеры. Актеры, что тут скажешь.