Одиночество - это бич нашей современности. В больших городах, где живет несколько миллионов людей, большинство из нас, женщин, ощущает себя одинокими. Думаю, нет смысла вдаваться в истоки женского одиночества, ведь оно ничем от мужского одиночества не отличается. Разница только в том, что к холостому тридцатипятилетнему мужчине не станут приставать с вопросом «А ты когда женишься?» В его случае как бы само собой подразумевается, что женщин у него немерено, и вся загвоздка лишь в том, что для него, мужчины, свобода – это самое дорогое, что у него есть, и расставаться с ней ему ох как неохота.
Да, женщинам еще лет десять-пятнадцать придется доказывать, что выйти замуж в первый раз в сорок лет, а не в двадцать – это и есть норма. Другое дело, что любви хочется и в двадцать, и в сорок, и в шестьдесят. Как помочь самим себе ее обрести? Для того чтобы понять это, сначала стоит разобраться в таком щекотливом вопросе: а что же такое любовь? Психологи давно разгадали эту загадку. Они считают, что в реальной жизни любовь не живет, что в действительности есть лишь определенные чувства, либо имитирующие состояние любви, либо близко к понятию любви стоящие.
Итак, эти чувства-ощущения:
Влюбленность;
Привязанность;
Увлеченность;
Эмоциональный контакт
Влюбленность – это состояние головы, а может быть, и сердца, когда уровень положительных качеств в избраннике увеличивается, словно под лупой, а уровень отрицательных – уменьшается со скоростью света. Например, Петя может быть для влюбленной в него девушки Лизы очень добрым, смелым, умным и обаятельным. Но при этом она в состоянии своей влюбленности может полностью закрыть глаза на пристрастие молодого человека к выпивке и лень и лишь изредка замечать его нежелание учиться чему-то новому.
Да, влюбленность – это идеализация. И если уж мы влюбляемся, то никак не в человека, а в придуманный нами идеал мужчины. Вам знакомо выражение: «Будто пелена с глаз упала»? Так вот, оно — о влюбленности. Ведь когда мы начинаем видеть множество тех недостатков человека, которые до определенного момента не замечали вовсе, то перестаем испытывать чувство, которое считали любовью. Мы лишь хлопаем ресницами, думая: «Что же это было? Что-что, но точно не любовь».
Интересен тот факт, что чем сильнее внутреннее одиночество человека, тем сильнее он влюбляется. Наверное, внутреннее одиночество и способствует придумыванию различного рода идеалов. Ведь есть люди, которые считают, что у них должен быть идеальный руководитель, идеальный муж и идеальный ребенок. Но мыслящие так личности обычно не имеют ни первого, ни второго, ни третьего и находятся в постоянном конфликте с окружающим миром. Во влюбленности есть периоды как подъема, так и спада, но влюбленность живет максимум два года, да и то после первого года со скандалами, взаимными упреками и ссорами.
А первый признак, по которому можно узнать влюбленных – держание за руки, демонстрирующее подсознательный страх потерять то, что имеется. Видимо, правду говорят: «Чтобы тебя кто-нибудь полюбил, нужно сначала самой полюбить себя». Иначе уделом будет вечная влюбленность.
Привязанность. Вы никогда не замечали, что очень многие люди встретили своего супруга или супругу на работе, в тренажерном зале или на концерте своего любимого певца? Суть привязанности в том, что мужчину и женщину психологически сближают ежедневное возвращение вдвоем с работы или конные походы по выходным. Привязанность – это, по сути, привычка видеть человека и общаться с ним в обусловленное время.
Из привязанности рождается множество браков, ведь ничто так не сближает людей, как общее дело. Но нужно помнить, что привязанность пройдет, если мужчина и женщина перестанут делать что-то вместе. То есть, в случае, когда один из супругов переходит на работу в другую организацию, следует заранее придумать новое совместное занятие. К примеру, это может быть ежевечернее совместное приготовление ужина.
Увлеченность. Она часто встречается у молодых девушек по отношению к звездам кино и музыки. Однако увлеченность может быть спроецирована и на тех людей, которые находятся рядом. К примеру, той же самой Лизе после того, как она переболеет влюбленностью в Петю, может понравиться то, что ее новый сосед Николай хорошо играет на гитаре или синтезаторе.
Можно увлечься талантливым поэтом или писателем и положить на ниву его творчества всю себя, как часто и поступали жены знаменитых литературных деятелей. А можно увлечься третьесортным шахматистом и искренне считать его непризнанным гением. Ведь в основе увлеченности всегда лежит неподдельное восхищение какими-либо способностями и талантами человека. И, на мой взгляд, можно прожить всю жизнь, восторгаясь тем, как любимый пишет симфонии, делает ремонт или жарит картошку. Но это какая-то однобокая любовь получается: один восторгается, другой этот восторг как само собой разумеющееся принимает. Или я не права?
Эмоциональный контакт. Психологи говорят, что именно это ощущение ближе всего стоит к тому, что принято называть людьми любовью, точнее настоящей любовью. Эмоциональный контакт — это связь с самой сущностью человека, с его внутренним Я, но никак не с Эго. Вслушайтесь в звуки любимой мелодии — именно мелодии, музыки без слов. Сколько лет она вам уже нравится? Сколько новых оттенков звука вы нашли в ней за эти годы? Какую палитру чувств вы испытываете, слыша ее? Вот точно так же всё происходит и при эмоциональном контакте с человеком. Объяснить на словах это сложно. Это можно только прочувствовать.
Отношения, основанные на эмоциональном контакте, психологи называют сущностными отношениями. И такие отношения неразрывны с отношением человека к самому себе. То есть, насколько мы любим себя, настолько мы любим и другого. Выходит, что эмоциональный контакт – это любовь к другому от избытка количества любви в своем сердце. Именно эта любовь не проходит с годами.
Более того, как раз в сущностных отношениях люди принимают друг друга такими, какие они есть. Любящими есть в постели и оставляющими жевательную резинку где попало, например. И в этой любви не играет никакой роли, что постельное более приходится стирать чуть ли не каждый день, а дом буквально нашпигован использованной жвачкой.
Леся Лераш.