Электронный журнал о жизни и путешествиях


Летучий шотландец - Колин МакРей

Cпорт

by Natali 4441 views 0

Летучий шотландец - Колин МакРей

De mortius aut bene aut nihil (о мертвых либо хорошо, либо ничего) - говорили древние римляне. Да и не скажешь ничего плохого о Колине МакРее, самом неоднозначном чемпионе WRC последних десятилетий. Его стиль не раз становился предметом критики и насмешек, но, все же, его чемпионский титул заставил изменить мнение многих его критиков.

Колин был старшим сыном Джимми МакРея - неоднократного чемпиона Британии по ралли. С самого раннего детства паддок стал для младших МакРеев - Алистера и Колина - практически вторым домом. «Я не помню себя, когда бы я ни интересовался автомобилями» - сказал как-то Колин. Так что иного пути, как в гонки, у ребят явно не было…

Колин начал свою гоночную карьеру очень необычно, стартовав в 7 лет в мотокроссе. Его отец шутил, что старший сын давит все время на газ по старой кроссовой привычке: «Мотоцикл был ему велик, он не доставал ногами до земли, и, для того, чтобы удержаться в седле, Колину ни в коем случае нельзя было снижать скорость. Именно в этой дисциплине и начал формироваться его фирменный стиль, за который его прозвали «отважный кирпич»».

О прозвищах МакРея можно написать отдельную статью. Каких только у него не было! Его фирменный принцип «грудь в крестах или голова в кустах» дал много поводов для шуток.

Первым прозвищем, как уже было сказано, стало «отважный кирпич». Уж не знаю, за что кирпич, но отважный - бесспорно! Ведь к 14 годам он выиграл мотокроссовые чемпионаты Scottish Junior Scrambling и Intermediate Trials.

И тут Колин решил сменить два колеса на четыре, пересев за руль автомобиля. Первая машина для участия в ралли была взята у друга. Он обменял её на новую коробку передач. В первом своем ралли он шел очень хорошо, но из-за ошибки он опустился на итоговое 14 место. Согласитесь, для дебюта это великолепно!
 
В 1986 г. Колин стартовал в шотландском чемпионате  Esso. Сезон принес ему итоговое 18 место и новое прозвище – «летучий кирпич».

В 1987г. Колин получил нового опытного штурмана Майка Броуда, новый автомобиль от команды Vauxhall Nova Sport и поддержку Vauxhall. Что еще нужно для хорошего выступления?

В 1987 г. МакРей дебютировал в WRC, выступив за Vauxhall Nova на ралли Швеции. Штурман Майк Броуд потерял счет тому, сколько раз они оказывались в сугробе. Но скорость шотландца дала о себе знать. В итоге он финишировал на 36 месте в абсолютной классификации и 3 в своем классе. Через два года на этом же ралли Швеции он стал сенсацией, выступив на Sierra XR4x4. Поначалу он шел 10 в абсолюте, но проблемы с коробкой передач откинули его на 15 место, не дав побороться с сильнейшими гонщиками  WRC. Колин не сдался и продолжил свое выступление в чемпионате мира. В этом же году на ралли Новой Зеландии ему даже удалось финишировать на высоком 5 месте. По итогам чемпионата МакРей стал 15.
 
Дебютировав в WRC в 1987, МакРей получил прозвище «МакКреш» (crash- в переводе с английского - авария). Это прозвище как нельзя лучше подходило к его манере пилотирования: очень быстрый на трассах, но постоянно попадающий в аварии. Эту репутацию ему пришлось рассеивать долгое время.

К тому же у МакРеев начались проблемы со спонсорской поддержкой. Все команды хотели видеть за рулем своего автомобиля более стабильного пилота, а «МакКрешу» с такой репутацией как у него, оставалось только мечтать… Сезон 1990 г. стал для Колина решающим: ему требовалось или выигрывать гонки, или закончить раллийную карьеру. Но все же, Ford не отказал ему в своей поддержке и МакРей стал побеждать. Побеждать наперекор обстоятельствам, дырам в бюджете, постоянной критике… Он впервые завоевал первое место на международном уровне, выиграв ралли Картель. В британском чемпионате по итогам сезона стал вторым.

Его успехи не остались незамеченным! Дэйв Ричардс, глава компании Prodrive, которая начала выводить Subaru в ралли, сделал Колину предложение, от которого он не смог отказаться. И не зря! Ведь вместе c  Subaru Prodrive он дважды, в 1991 и 1992 годах, стал чемпионом Великобритании.

Наконец, в 1993 году,  в Prodrive получили титульного спонсора в лице 555 и решили замахнуться на WRC. Вместе с  командой в чемпионат мира отправился и МакРей. В этом же году он одержал первую для себя и Subaru победу. Это произошло на ралли Новой Зеландии.

1994 г. стал решающим в его карьере. Это был год исключительных взлетов и невероятных падений. Его новый напарник Карлос Сайнс был опытнее и стабильнее, а МакРей только начинал карьеру. Были  победы в Новой Зеландии и на домашней гонке в Англии. Но были и аварии в Аргентине и Корсике, повергшие Дейва Ричардса в ярость. Снова все вспомнили обидное «Колин МакКреш»…

Но МакРей бы не был МакРеем, если бы сдался, так сказать, сбросил скорость. В 1995 году всё вдруг резко изменилось… То ли Колину кто-то объяснил, что побеждает тот, кто финиширует первым, а не сойдет быстрее всех, то ли Колин где-то нашел птицу счастья. А может, какие-то шотландские боги заметили этого парня? Но, так или иначе, в 1995 году он стал первым британским  чемпионом мира по ралли. Кроме этого, раллийная общественность наградила его негласным титулом «летучий шотландец», поставив в один ряд с другими «летучими раллистами» (вспомните, хотя бы, Юху Канкунена, чемпиона 1986, 1987, 1991, 1993)

Этот сезон, казалось бы, мог стать последним для МакРея, слишком уж невыдающееся он показывал результаты. Но стабильный финиш обеспечил третье место в зачете пилотов после 4 гонок. Все резко изменилось после падения Карлоса Сайнса с горного велосипеда. МакРей принял вызов… и победил.

Следующие два года подтвердили закаленный характер шотландца. Два раза подряд он был вторым. В 1997 году победа была так близко… Но огромное количество механических проблем лишили шотландца шансов на второй титул. А ведь ему не хватило всего одного очка до него!

В 1998 году настал новый этап в жизни шотландца, ознаменованный сменой команды и штурмана. Уже на первом этапе в Монте-Карло трио Колин МакРей, Ники Грист и  Ford Focus WRC заняли третье место, продемонстрировав отличный результат.  А учитывая тот факт, что это была дебютная гонка Focus WRC, место на подиуме становится и вовсе великолепным!

Тут, неожиданно для всех, Колин стал человеком-брендом, выпустив совместно с компанией  Codemaster  первую игру из серии  Colin McRae Rally, где он выступил в качестве технического консультанта. А его штурман Ники Грист и здесь выступил в роли штурмана, озвучив стенограмму в игре. Игра буквально сметалась с прилавков магазинов!

А вот в реальном чемпионате у шотландца продолжались проблемы… Новая волна успешных выступлений, побед в Кении и Португалии, сменилась восемью сходами подряд. После этого о втором титуле и мечтать было бессмысленно!

Но Колин опять проявил свой характер. Не добившись успеха  WRC, в 1998 году он  выиграл Гонку Чемпионов.

Но тут, что-то случилось… Колину никак не удается найти общего языка с машиной. На протяжении двух лет по итогам чемпионата он не поднялся ни разу выше 4 места и завоевал только две победы. Но как завоевал! Это были победы, в которых объединились все лучшие качества умудренного опытом «летучего шотландца» и молодого бесшабашного «отважного кирпича». Завоевал он их, как истинный чемпион, вопреки неудачной машине, поломкам и воскресшему на устах болельщиков «МакКрешу».

Наступил новый 2001 год и новый чемпионат. Перед всеми предстал совершенно новый Колин: спокойный и уверенный в себе. Настоящий чемпион! О своих претензиях на титул Колин заявил сразу, подкрепив их тремя победами в Аргентине, Кипре и Греции. Но опять Ford Focus WRC показал свой норов и отказался служить пилоту, который им управлял. В итоге – обиднейший результат – второе место по итогам чемпионата!

В 2002 году Колин, по всей видимости, совсем утратил мотивацию и уверенность в своих силах. Да и в своем Ford Focus WRC… Более проблемной машины у него не было. Лишь однажды шотландец продемонстрировал свой потенциал, сумев на одну гонку укротить свой «фордик» и победить. Уже который год подряд победить наперекор обстоятельствам!

В 2003 году Колин МакРей и Ники Грист перешли в Citroen. Предполагалось, что Xsara будет более конкурентоспособна. Поводом для перехода послужило и то, что МакРей запросил у команды Ford очень большой гонорар: ведь пилот такого класса, выигрывающий гонки на совершенно неконкурентоспособной машине, заслуживает вознаграждения! Но у руководства команды было другое мнение… А вот Citroen согласился принять у себя звезду.

Но и в Citroen все пошло наперекосяк… Колин опустился по итогам чемпионата на 7 место. Так низко он еще не финишировал ни разу за свою карьеру в WRC.

Шотландец решает взять годовой тайм-аут. Сменить обстановку, так сказать. А для этого он выбрал два марафона: Париж-Дакар и 24 часа ЛеМана. Успеха не получил, зато сделал хорошую рекламу Nissan и Ferrari. Правда, опять шотландца подвел его вечный недоброжелатель: надежность. Колин все-таки блеснул на Дакаре, став с 1990 г. первым британцем (тогда это сделал Эндрю Коэуэн), по итогам дня завоевавшим первое место.

2005 год не принес МакРею места в WRC. В этом году он неоднократно появлялся на различных промо-акциях и тестах команд. К концу сезона руководство команды Skoda решает пригласить шотландца на ралли Австралии. И они не прогадали! Еще ни разу Skoda Fabia не поднималась так высоко. Колин стабильно финишировал на 3-4 местах! Но снова подвела надежность автомобиля… Возможный подиум превратился лишь в 7 место.

В 2006 году шотландец опять остался без места в  WRC. Но  не без работы… Дейв Ричардс предложил Колину сконструировать свой собственный автомобиль. Prodrive, в свою очередь, должен был взяться за его производство. Естественно, появившись на свет, автомобиль должен был продаваться под лейблом Colin McRae, ставшим  общеизвестным после выхода одноименной игры.

Как не был занят своей новой работой Колин, он все же решил принять предложение от  Citroen заменить травмированного Себастьяна Лёба. Казалось бы, вот он, реальный шанс снова показать себя. Но опять вся та же надежность подвела МакРея… Он не попал даже в десятку сильнейших.

Наступил 2007 год… Колин выпустил новую игру из серии Colin McRae Rally, подтвердил участи в Гонке Чемпионов и ралли-рейде Париж-Дакар...

Клянусь, я долго не мог поверить, что Колин и Джонни МакРей разбились… Осознание пришло лишь через день… Ну что ж… Давайте скажем хорошие слова в честь Колина МакРея. Ведь он этого заслужил…

 

 

Результаты спортивной карьеры:

1986: Чемпионат Шотландии по ралли. Команда Talbot Sunbeam
1987: Первое выступление в WRC (World Rally Championship). Ралли Швеции - команда Vauxhall Nova
1989: World Rally Championship - команда Ford Sierra. 15-ый в общем зачете
1991: Чемпионат Великобритании по ралли. Команда Subaru Prodrive - чемпион
1992: Чемпионат Великобритании по ралли. Команда Subaru Prodrive - чемпион
1993: Первая победа в WRC на ралли Новой Зеландии. Команда Subaru Legacy от Prodrive. В том же году команда Subaru Legacy переименована в Subaru World Rally Team
1994: WRC. Команда Subaru World Rally Team. Три победы - ралли Новой Зеландии, Австралии и Великобритании
1995: WRC. Команда Subaru World Rally Team. Чемпион WRC.
1996: WRC. Команда Subaru World Rally Team. 2 место в зачете пилотов. Победа  Subaru в зачете производителей.
1997: WRC. Команда Subaru World Rally Team. 2 место в зачете пилотов. Победа  Subaru в зачете производителей.
1998: WRC. Команда Subaru World Rally Team. 3 место в зачете пилотов. Победил в ежегодной гонке Чемпионов
Выпущена первая часть видеоигры Colin McRae Rally - Колин исполнял роль технического консультанта
1999: WRC. Команда M-Sport Ford. Две победы - ралли Сафари и Португалии. 6 место по итогам Чемпионата.
2000: WRC. Команда M-Sport Ford. 4 место по итогам Чемпионата.
2001: WRC. Команда M-Sport Ford. Три победы - ралли Аргентины, Греции, Кипра. 2 место по итогам Чемпионата.
2002: WRC. Команда M-Sport Ford. Победа на ралли Сафари сделала Колина рекордсменом в WRC (25 побед) - его имя занесено в Книгу Рекордов Гиннеса
2003: WRC. Команда Citroen. 7 место по итогам Чемпионата.
2004: Принял участие в 24-часах Ле-Мана и Париж-Дакар.
2005: WRC. Однократное возвращение в чемпионат. На ралли Австралии выступил за Skoda - закончил гонку седьмым
2006: WRC. В октябре заменил травмированного Себастьяна Лёба в Citroen на ралли Турции. Из-за механических проблем не смог пройти в первую десятку.

 

Комментарии (0)

Чтобы добавить комментарий, необходимо