Электронный журнал о жизни и путешествиях


«Во имя короля: История осады подземелья»

Кино

by Natali 7016 views 0

  «Во имя короля: История осады подземелья» ("In the Name of the King: A Dungeon Siege Tale"), 2007
  По мотивам компьютерной игры Dungeon Siege
  Режиссёр:
Уве Болл
  Сценарий: Даг Тейлор
  Оператор: Матиас Нойманн
  Композиторы: Джесика де Руйи, Хеннинг Лохнер
  Продюсеры: Дэн Кларк, Уве Болл
  В ролях: Джейсон Стэйтам, Джон Рис-Дэвис, Рэй Лиотта, Мэттью Лиллард, Лили Собески, Бёрт Рейнольдс, Рон Перлман, Кристанна Локен и другие.

  Вообще эта рецензия могла бы выглядеть так: Уве Болл. И всё. Разве надо ещё что-то говорить? Это как с гитлерами и прочими пиночетами: давно уже не имена, а оценки. Но, во-первых, как широко известно, краткость — мачеха гонорара, а во-вторых, сам Уве известен ещё не настолько широко. Слава Богу. Это почти невероятно, но возможно. Поэтому, боюсь без спуска в подземелья «во имя короля» не обойтись. Но начнём с поверхности. То есть с самого начала.

  Похоже, забастовка сценаристов Голливуда была лишь самой верхушкой айсберга, заморозившего сценаристские мозги в столице мирового кино. Не в силах придумать ничего нового, киношники берутся за экранизацию буквально всего: от судебных стенограмм и автобиографий до медицинских рецептов и телефонных книг включительно. Того и гляди, примутся за бутылочные этикетки. Но пока бутылки употребляются по их прямому назначению, на повестке дня маячат компьютерные игры.  


  Одна за другой, не торопясь, они следуют в приёмные голливудских продюсеров, чтобы обрести вторую жизнь на съёмочных площадках. Именно на них современные режиссёры «точат зуб» с особым аппетитом, в предвкушении огромной кассы фанатов и непыльных сценариев без особых заморочек. Наиболее культовые хиты уже получили (с переменным, надо сказать, успехом) целлулоидное воплощение: «Мортал комбат», «Резидент евил», «Томб райдер», «Дум» — прецедентов хватает. Немедленно дошла очередь и до игр второй свежести.

  Та самая «Осада подземелья», больше известная фанам под именем «Дэнжн сидж», это такая вариация на тему знаменитого «Диабло», то есть «рубилка-косилка» с элементами RPG, созданная компанией «Microsoft», что уже попахивает изрядной порцией серы. Дополнительную порцию дьявольского вещества привносит в проект имя режиссёра взявшегося за экранизацию этого мистическо-рыцарского шедевра — вышеупомянутый Уве Болл.  


  Тем, кто уже имел несчастье познакомиться с творчеством указанного режиссёра, уточнять ничего не надо, остальным сообщаю: Уве Болл специализируется практически исключительно на экранизациях компьютерных игр. Над его камином уже висят две головы успешно убиенных франчайзов: «Один в темноте» и «Бладрейн». На подходе самая бессмысленная из всех возможных игр — «Постал». Знаменит же режиссёр именно тем, что умеет из таких вот немудрёных по сути своей игр окончательно выбить крохи смысла.

  А чтобы уменьшить себе работу по зачистке сюжета, ещё встречающегося изредка в развалах компьютерных развлечений, он берёт за основу игры класса «встретил-убил-забыл». Его новое творение, фэнтезийно-магический боевик «Во имя короля: История осады подземелья», относится именно к этому типу, разве что под завязку набит культовыми актёрами — Джейсон Стэйтам, Бёрт Рейнолдс, Джон Рис-Дэвис, Рон Перлман. Итак: спасёт ли традиционно застывшее выражение лица Джейсона Стэйтама не менее традиционно застывшую драматургию Уве Болла? Вполне себе детективная интрига.  

  Поскольку перед нами экранизация компьютерной игры, то и судить её надо так же. Итак, по порядку: визуализация. Унылая серо-зелёная паста, размазанная в кадре, очевидно должна была символизировать все ужасы, павшие на головы бедных жителей королевства Эбб. На самом деле вся эта роскошь падает на головы не менее бедных зрителей, убаюкивая их почти телевизионной серостью, причём до такой степени, что кажется, мы смотрим документальный фильм из жизни канадских медведей.

 

  Прибавьте к этому по-ученически старательные попытки подражать пиджеевской манере эпического пейзажа, знакомой нам по эпосу «ВК». Но в этот раз камера даже не пытается скрыть своего местонахождения в качающемся лоне вертолёта, а в кадр то и дело лезут какие-то индустриальные сваи и не докопанные котлованы. Всё это дополняется живой натурой: тут и там бродят живописные пейзане, одетые в обноски сериалов «Геркулес» и «Зина, королева воинов», светлые воители в перекрашенных шлемах из «Звёздных войн» и настоящие звёзды этого фильма, милые зверьки, а по совместительству ужасные монстры в латах из папье-маше, времен «Конана-варвара».  

  Это персонифицированное зло, то тут, то там неторопливо ковыляющее по своим злодейским делам, столь бедолажно на вид, что невольно начинаешь думать о создании общества их защиты. Поверхностный анализ пластики этих бедолаг показывает, что внутри картонных костюмов содержатся безобидные орангутанги. Убиваются они, как и следовало ожидать, с первого удара и в огромном количестве. Почему они угрожали королевству Эбб — так и остаётся загадкой.

  Одним словом: графика — «Спектрум», 1987 год.

  Далее геймплей, он же сюжет. Плохие приходят — грабят, хорошие приходят — забирают в солдаты. Фильм же начинается с производственных будней. 

    Главный герой фермер по прозвищу Фермер (отдельная находка сценариста, круче будет только милиционер по прозвищу Мент), как и положено фермеру выращивает не то брюкву, не то сурепку, но кошек-внучек не зовёт, а обходится помощью сына. Весь пролог фильма посвящен описанию тяжелой, но трогательно милой жизни крестьянства королевства Эбб, расположенного, судя по всему, на скалистых берегах западной оконечности Англии. Но где-то на 10 минуте, без объявления войны, мирная жизнь прерывается. После набега злобных на вид и беспомощных на ощупь фрагов Фермер теряет значительное количество родственников, в частности сына, убитыми, а жену угнанной в плен. Делать нечего, по законам жанра надо то ли мстить, то ли кого-то спасать. Что и делается незамедлительно.  


  В это же время светлый маг соперничает с тёмным магом, который попутно соблазняет дочь первого, и собирается завладеть троном с помощью королевского племянника. Или наоборот: племянник мечтает завладеть королевством с помощью мага? В принципе это вовсе неважно, в этом фильме все чем-то собираются завладеть. Хождения главных героев за три моря перемежаются странно-откровенными дворцовыми интригами и сражениями, целиком стянутыми из уже упомянутого «Властелина колец». Теракты против гражданского населения, и боевые вылазки против королевской армии занимают основную массу экранного времени и больше всего эта магически-средневековая вакханалия напоминает мероприятие «хэллоин» в провинциальной школе: цель не напугать, а заработать печенье. Печенье — это максимум чего стоит это фильм. На большее не соглашайтесь.  

  Итог: оценочная шкала сюжета находится где-то в области мнимых чисел. Сразу после игры в классики, но гораздо лучше перетягивания каната.

  Но, несмотря ни на что, мне хотелось бы адресовать Уве Боллу отдельный респект. За умение работать с актёрами. Точнее за умение ими повелевать. Только невероятно мощной лидерской харизмой режиссёра я могу объяснить тот факт, что даже столь опытные актеры как Рэй Лиотта или Бёрт Рейнолдс произносят столь чудовищно патетические речи, разыгрывают немотивированные страсти и выдают реплики без малейшего намека на то, что они их вообще понимают. А вот то, что они при этом произносят, достойно отдельного описания.  

  Диалоги, монологи и прочие «логи» фильма, это нечто способное убить своей философичной глубиной пару кафедр МГУ, включая профессорский состав. «Мудрость —это гвозди, а предвиденье — молоток!» — говорит своему свежеприобрётенному сыну умирающий король. Эта поражающая своей умственной мощью метафора настолько впечатляет, что ощущение молотка в голове еще долго не отпускает зрителя.

  Далее умирающий король не находит ничего лучшего, как обсуждать с безутешным сыном особенности агротехнических технологий прибрежного растениеводства. Затем король произносит трёхступенчатую философскую конструкцию, фразу, запомнить которую не смог бы и тренированный шпион, и выясняется, что его сын, тот самый Фермер, с которым они расстались в трёхлетнем возрасте, помнит её до сих пор! Вот отца он не помнит и не признаёт, а чудовищный текст из бульварного фэнтези запоминает целыми абзацами.  

  Когда же король наконец отходит в мир иной, следует душераздирающая сцена вселенского горя. Вы можете представить себе выражение лица Стэйтама, если бы при нулевом счёте «Реал» забил бы гол «Манчестеру» за секунду до финальной сирены? Это действительно страшно.

  Наконец, чтобы уж точно заставить зрителя умереть с открытым от удивления ртом, старина Уве не нашёл ничего лучшего, чем покадрово слизать из «Матрицы» финальное сражение Фермера со злобным магом. Здесь всё: динамический стопкадр с облётом камеры, полёты в позе Христа с поджатой кокетливо ножкой, уклонения от ударов в глубоком обратном прогибе… Но есть кое-что и оригинальное. Для пущей надежности маг решает уделать Фермера вихрем из тяжеленных старинных фолиантов собственной библиотеки. Видит бог, это верное решение! Только книги ещё способны по-настоящему напугать нашего Джейсона.  

 
  В общем и целом Болла можно в очередной раз поздравить, создана настоящая энциклопедия штампов «би-муви» со всего света. В фильме есть всё: ниндзи из китайских боевиков, скачущие по деревьям, потоки мелодраматических слёз обнимающихся родственников из индийских мелодрам, спецэффекты американского телевидения, откуда-то из 60-х, декорации и грим «Узбек-фильма». Есть ещё оригинальный монтаж самого Болла, в котором планы могут повторяться или мелькать совершенно случайным образом.

  И тем не менее бюджеты картин Уве Болла возрастают. В его фильмах появляются звёзды. И ничто не говорит, что этот человек собирается останавливаться. А дело всё в том, что Болл — идеальный персонаж мюзикла «Продюсеры»: если кино провально даже внешне — кто будет спрашивать отчёта за израсходованные деньги?  


  Уве Болл возвёл уродство в культ, культ такой искренней силы, что его явно ждут лавры Эда Вуда. Поверьте, зритель ещё будет трогательно всхлипывать, вспоминая его умильно-наивные движущие картинки. Если Эйзенштейн своим параллельным монтажом сдвинул кинематограф с мёртвой точки, то Уве Болл задвинул его обратно, во времена «Политого поливальщика». А это под силу не каждому.

  После всего сказанного, у меня остаётся только одна просьба: Уве Болл не единственный режиссёр на планете. Так что, ради Бога, несмотря ни на что, любите кино.

 

  Олег Денежка

Комментарии (0)

Чтобы добавить комментарий, необходимо