Трудно представить, сколько e-mail ежедневно случайно отправляются не тем адресатам. Хорошо еще, если подруга получает список необходимых покупок в супермаркете, когда письмо предназначалось мужу. Но ведь иногда сообщение попадает тому, кому читать его не нужно. Совсем не нужно.
“О нет! Вместо Маши я отправила письмо своему Мише. И теперь он в курсе, что на стафф-вечеринке я целовалась с коллегой”.
Сегодня многие из нас пользуются электронной почтой как личным дневником: изливают душу, выплескивают негатив, делятся переживаниями.
Почта зачастую удобнее и оперативнее телефонного звонка: набрала сообщение, расставила акценты с помощью смайликов и нажала кнопку “Отправить”. Через пару минут можно смело рассчитывать на реакцию – утешительную, подбадривающую, смешную. Правда, иногда из-за невнимательности или поспешности мы выбираем совсем не того адресата, кому изначально писали, или – еще хуже – автоматически рассылаем послание по всей своей адресной книге! И вот уже о всех твоих интимных секретах и планах знают все друзья, знакомые, бывшие однокурсники и одноклассники, коллеги и родные. Какой ужас!
Тема: Какой же он толстяк!
“Тебе не показалось, что Анин ребенок слишком толстый? Нет, конечно, малыши должны быть пухленькими, но в меру. Ее же сын явно превышает норму. И ты видела, как много он ест? А она еще радуется: “Аппетит – признак здоровья!” Сама-то далеко не худышка и сына раскормит, будет потом мальчик мучиться комплексами. И ведь не скажешь напрямую, обидется еще…”
ОТПРАВИТЕЛЬ: Мария.
ПЛАНИРУЕМЫЙ ПОЛУЧАТЕЛЬ: старшая сестра Маши Аня.
ИСТИННЫЙ ПОЛУЧАТЕЛЬ: их общая знакомая Аня (молодая мама).
Тема: Потянуло на солененькое?
“Мне кажется, Юлька беременна! За эти выходные она не выпила ни капли алкоголя и была более скрытной, чем обычно. Странно, правда? Если я права, мне просто не терпится узнать, кто отец ребенка!”
ОТПРАВИТЕЛЬ: Таня.
ПЛАНИРУЕМЫЙ ПОЛУЧАТЕЛЬ: муж Тани Юрий.
ИСТИННЫЙ ПОЛУЧАТЕЛЬ: Танина подруга Юля.
Тема: Квартира свободна
“Муж сегодня уезжает в командировку! Ребенок у бабушки. Квартира свободна. Намек понятен? Сможешь приехать с ночевкой – буду рада: проведем время как раньше… С меня что-нибудь вкусненькое, с тебя – вино. До встречи. Я соскучилась!”
ОТПРАВИТЕЛЬ: Наташа.
ПЛАНИРУЕМЫЙ ПОЛУЧАТЕЛЬ: лучшая подруга Наташи Оля.
ИСТИННЫЙ ПОЛУЧАТЕЛЬ: муж Наташи Олег.
Тема: Мой прекрасный босс
“Я не понимаю, как моему шефу удалось так сбросить вес. Еще недавно он был настоящей жирной сарделькой! По офису ходят слухи, что у него наконец-то появилась женщина. Но, скорее всего, он сам пустил этот слух, чтобы хотя бы в мечтах не выглядеть лузером, а на самом деле пьет таблетки. Эта версия мне больше нравится. Ха-ха! Мы сегодня вместе обедаем?”
ОТПРАВИТЕЛЬ: Екатерина.
ПЛАНИРУЕМЫЙ ПОЛУЧАТЕЛЬ: сотрудница соседнего отдела Ира.
ИСТИННЫЙ ПОЛУЧАТЕЛЬ: руководитель Екатерины Ираклий.
Тема: Срочно в номер!
“Внимание, передаю последние новости. У меня новый… любовник! Я пока не уверена, что он тот самый – единственный и неповторимый мужчина всей моей жизни, но в постели он неплох. Очень неплох. Ну ты меня ведь отлично знаешь и понимаешь, да? И хватит улыбаться, я все вижу! Но я должна тебе признаться, что все еще думаю о Роме. Точнее, о сексе с ним.
В постели он всегда был на высоте в отличие от других сфер жизни. Ну хоть в чем-то он преуспел”.
ОТПРАВИТЕЛЬ: Елена.
ПЛАНИРУЕМЫЙ ПОЛУЧАТЕЛЬ: Валерия, лучшая подруга Лены, которая недавно переехала жить за границу.
ИСТИННЫЙ ПОЛУЧАТЕЛЬ: вся адресная книга Елены, включая ее родителей, однокурсников, коллег и бывшего бойфренда Романа.
Тема: Свадебный переполох!
“Девчонки, как меня достала эта Оля! Что бы я ни сказала, она говорит обратное, что бы ни предложила, ей не нравится: конкурсы не те, розыгрыши скучные. При этом она не так давно знакома с Ларисой. А я с ней дружу со школы, и кому, как не мне, знать, что ей понравится на ее же свадьбе! И вообще такое ощущение, что Оле наплевать на Ларкину свадьбу, скорее, ей хочется весело провести время по своему вкусу. А вкус, кстати,
у нее отвратительный: вы видели ее платье, в котором она была на последней вечеринке? Это же полная безвкусица…”
ОТПРАВИТЕЛЬ: Жанна, подружка невесты.
ПЛАНИРУЕМЫЙ ПОЛУЧАТЕЛЬ: все подружки невесты, кроме Ольги.
ИСТИННЫЙ ПОЛУЧАТЕЛЬ: все подружки без исключения.
Тема: Братья наши меньшие.
“Я очень надеюсь, что ее ненаглядный пудель наконец-то заболеет чем-нибудь неизлечимым и перенесется на небеса. И нам больше не придется ежедневно слушать о его проделках и собачьем корме! Аминь”.
ОТПРАВИТЕЛЬ: Евгения.
ПЛАНИРУЕМЫЙ ПОЛУЧАТЕЛЬ: коллега Евгении Александра.
ИСТИННЫЙ ПОЛУЧАТЕЛЬ: весь отдел, в том числе и хозяйка пуделя.
Тема: Томный вечер…
“Хеллоу, пипл! Как самочувствие? Отлично зажгли в пятницу! Давайте, когда САМ снова свалит в командировку, повторим?
P.S. Ниже – фотки с вечеринки. Приятного просмотра, искренне ваша АсЯ – папарацциЯ!”
ОТПРАВИТЕЛЬ: Ася.
ПЛАНИРУЕМЫЙ ПОЛУЧАТЕЛЬ: Асины сослуживцы, менеджеры среднего звена.
ИСТИННЫЙ ПОЛУЧАТЕЛЬ: начальник всего отдела.
Тема: Скупой платит дважды!
“Пересылаю тебе последний “шедевр” нашего мегаталантливого дизайнера! Круто? Мне кажется, я сама, не владеющая графическими программами, и то бы сделала лучше! А мне через час показывать макет заказчику. Сколько раз зарекалась не связываться с Артемом! Единственный плюс – он стоит дешевле других…”
ОТПРАВИТЕЛЬ: Лиза.
ПЛАНИРУЕМЫЙ ПОЛУЧАТЕЛЬ: близкая подруга и бывшая коллега Маша.
ИСТИННЫЙ ПОЛУЧАТЕЛЬ: дизайнер и общий знакомый девушек Артем.
Контроль ущерба
Что делать, если не кто-то, а ты написала одно из таких вот ужасных сообщений и отправила его по ошибочному адресу?
НЕ ПРЯЧЬСЯ!
Сколько бы ты ни мечтала вернуться назад во времени и отменить задание, это невозможно. И не пытайся успокоить себя, что твой e-mail по счастливой случайности не заметили или нечаянно удалили непрочитанным.
НЕ ПИШИ ИЗВИНЕНИЯ!
Ты не сможешь передать всю гамму чувств и эмоций в электронном послании, даже с помощью смайликов. Поэтому не приноси извинения в письменном виде. К тому же слово “извини” может показаться неискренним в машинописной форме. Позвони тому, кого обидела своим сообщением. Только личный разговор сможет подтвердить, насколько ты сожалеешь о случившемся. К пострадавшему от сарказма шефу придется зайти лично. Абонентам же твоей адресной книги стоит написать сдержанное письмо с корректными объяснениями.
ГОВОРИ ПО СУЩЕСТВУ!
Не стоит начинать извинения с попытки оправдать себя: “Я могу все объяснить…”, “На самом деле я писала не тебе”. Как не помогут ссылки на плохое самочувствие и усталость. И уж точно неуместно попробовать свести все к шутке. Гораздо лучше, если ты объяснишь, чем на самом деле обуславливается ироничный тон твоего письма. Может, ты написала злобный e-mail об общей подруге потому, что в чем-то завидуешь ей?
А нелицеприятно высказалась о худобе шефа потому, что сама безуспешно пытаешься сбросить вес? Признайся в этом прямо.
НАБЕРИСЬ ТЕРПЕНИЯ!
Твой е-mail может сильно обидеть случайных получателей. Но шанс, что они рано или поздно забудут инцидент, велик настолько, насколько ты сама этого хочешь. Но дай им время – рана должна затянуться. А пока прости саму себя – всем свойственно ошибаться. Но пообещай себе, что впредь при отправке личных писем будешь внимательна. Очень внимательна.
Будь начеку!
Как избежать подобных проблем и не оказаться в подобной ситуации, советует эксперт-консультант по этикету, бизнес-тренер Елена Вос:
» Если ты серьезно относишься к своей репутации и карьере, то и к электронной почте стоит относиться так же серьезно.
» Не стоит использовать офисную почту для личной переписки.
» Возьми за правило: сначала набирать текст сообщения, потом перечитывать (и редактировать) его, а уже потом добавлять адрес получателя.
» Не забывай: почтовый (системный) администратор имеет полный доступ к почте каждого сотрудника. Отсюда вывод: не стоит помещать в сообщение интимную информацию.
» Если переадресация все-таки произошла, перечитай отправленный e-mail еще раз. Выдели все, что могло особенно сильно уязвить адресата, и приготовь слова извинений.