Электронный журнал о жизни и путешествиях


История возникновения 12-ти струнной гитары.

Музыка

by Natali 10017 views 11

История возникновения 12-ти струнной гитары.

  Исторические корни возникновения двенадцатиструнной гитары отыскать нелегко. На право называться её прародителем претендуют и итальянская мандолина, и греческая бузуки, и арабский уд, и испанская вихуэла, и мексиканский типле. Однако все эти инструменты имели несколько иную конфигурацию и размер, при этом струны их были спарены по разному, но, всё же, все они, без сомнения, являются родственниками двенадцатиструнной гитары.

 

  Исторические корни возникновения двенадцатиструнной гитары отыскать нелегко. На право называться её прародителем претендуют и итальянская мандолина, и греческая бузуки, и арабский уд, и испанская вихуэла, и мексиканский типле. Однако все эти инструменты имели несколько иную конфигурацию и размер, при этом струны их были спарены по разному, но, всё же, все они, без сомнения, являются родственниками двенадцатиструнной гитары.

  Впервые двенадцатиструнка в том виде, в котором мы привыкли её видеть, появилась в начале двадцатого века. Прагматичные американские мастера итальянского происхождения с фабрик "Оскар Шмидт" и "Ригал", используя традиции производства инструментов со спаренными струнами и взяв за основу стандартные модели шестиструнных гитар своих фабрик, были первыми, кто включил гитару с двенадцатью струнами в свои каталоги. Именно так появилась двенадцатиструнная гитара в её современном виде.

  Надо сказать, что американцы оказались образцовыми родителями для своего детища в том смысле, что они сделали всё возможное для популяризации двенадцатиструнки и за пределами своей страны в качестве едва ли не самого идеального инструмента для аккомпанемента. А добивались они своей цели опять же весьма прагматично: во-первых, путем совершенствования самого инструмента, а во-вторых,пропагандируя творчество высококласных исполнителей на нем.

  Всё изменилось с возникновением фольклорного бума шестидесятых. Огромное количество молодых талантливых музыкантов обратили свое вни-мание на двенадцатиструнную гитару. Даже великий джазовый музыкант Joe Pass, поддавшись всеобщему увлечению, записал несколько виртуозных соло на этом инструменте. Теперь можно говорить о том, что двенадцатиструнка становится действительно популярным инструментом.
Не остались в стороне и прозводители музыкальных инструментов, а именно: фирма Rickenbacker выпускает двенадцатиструнную электрогитару. Это событие не остается без внимания известных рок- и поп-музыкантов, группы Beatles и Byrds используют в своих записях именно такие двенадцатиструнные электрогитары.

  В конце шестидесятых благодаря Тому Петти (Tom Petty) и особенно Лео Коттке (Leo Kottke) игра на двенадцатиструнной гитаре превратилась в высокое искусство, а сам инструмент стал обязательным атрибутом в арсенале любого известного гитариста. Партии двенадцатиструнной гитары мы можем слышать не только на записях вышеперечисленных артистов и групп, но также у Эрика Клэптона (Eric Clapton), Стиви Рэя Воэна (Stevie Ray Vaughn), Роя Орбисона (Roy Orbison), дуэта Simon & Garfunkel, групп Eagles, Queen, Led Zeppelin, Urian Heep и многих других.

  Мировое увлечение двенадцатиструнной гитарой, несмотря на "железный занавес", в конце концов докатилось и до России. Одним из первых артистов, оценивших её достоинства как аккомпанирующего инструмента, стал певец и композитор Александр Градский. Юрий Шевчук ( лидер группы "ДДТ") впервые стал широко известен именно как певец, аккомпанирующий себе на двенадцатиструнке, после победы на Всесоюзном конкурсе "Золотой камертон" с песней "Не стреляй" ещё в уфимский период своего творчества. Известные советские эстрадные исполнители и композиторы начала 80-х, такие как Юрий Антонов и группа "Аракс", Максим Дунаевский с его ансамблем "Фестиваль", группа "СВ" часто и очень разнообразно использовали на своих записях двенадцатиструнную гитару, но играл на ней, как правило, один и тот же человек - Вадим Голутвин.

  Однако по настоящему триумфальное восхождение на сцену двенадцатиструнной гитары в России совпало с появлением на ней Александра Розенбаума и его нетрадиционного стиля исполнения.

 

Комментарии (11)

Чтобы добавить комментарий, необходимо