Одним из ключевых компонентов любого ПК является его графическая система. Ноутбуки в данном случае не являются исключением. Важное отличие их графической системы от графики для обычных ПК заключается в том, что она в принципе не подлежит замене или обновлениям (прим. 1). Поэтому, выбирая ноутбук, необходимо четко представлять себе его графические возможности, осознавать причину разницы в цене между разными графическими решениями, а также преимущества и недостатки того или иного решения.
До недавнего времени для ноутбуков существовало два типа графических систем, условно называемых "дискретная графика" и "интегрированная графика". Принципиальная разница между ними заключается в следующем:
- когда говорится о дискретной графике, имеется в виду, что в ноутбуке есть специальный чип, т.н. графический процессор, занимающийся обработкой графических данных. В связке с ним работает его собственная графическая память, никак не связанная с обычной оперативной памятью компьютера.
- наличие интегрированной графики подразумевает, что собственного графического процессора в виде отдельной микросхемы в ноутбуке нет. Функции работы с графическими данными возложены в качестве дополнительных обязанностей на другую микросхему, в состав которой включено т.н. графическое ядро. Отдельной графической памяти тоже нет - вместо нее используется обычная системная память компьютера.
Понятно, что при использовании системной памяти графическим процессором, объем памяти, который могут использовать другие программы, сокращается. Кроме того, графические данные создают дополнительную нагрузку на шину памяти, что снижает общую производительность системы. В дискретной графике подобного не происходит, т.к. она использует свою собственную память. Поэтому, несмотря на то, что объем видеопамяти является важной характеристикой любой графической системы, он не может служить единственным параметром для определения уровня мощности видеоадаптера.
В качестве компромиссного решения в сентябре 2004 года канадская компания ATI представила новую технологию Hypermemory, которая позволяла расширить объем видеопамяти для дискретных графических систем за счет частичного использования оперативной памяти компьютера. При этом если оперативная память более не требовалась, она возвращалась операционной системе. Чуть позже, в декабре, тайваньская компания NVIDIA представила похожую технологию под названием Turbocache.
Графические системы с этими технологиями можно назвать гибридными, поскольку они занимают промежуточное положение между дискретной и интегрированной графикой.
Известно, что существенная часть стоимости дискретного графического адаптера приходится на видеопамять. Особенно явно эта пропорция наблюдается для недорогих графических процессоров. Например, стоимость собственной графической памяти для видеокарт на базе ATI Radeon X300 могла достигать 70% от общей стоимости устройства. Гибридные технологии позволили значительно снизить стоимость графического решения.
Появление этих технологий стало возможным благодаря внедрению новой шины памяти PCI Express, которая пришла на смену интерфейсу AGP. Как известно, данные между памятью и обрабатывающим устройством, например, центральным процессором, передаются по специальному каналу - т.н. шине памяти. C появлением новой шины памяти PCI Express пропускная способность этого канала была существенно увеличена, вследствие чего появилась возможность включить в этот поток графические данные и для дискретных адаптеров без существенной потери производительности компьютера.
Конечно, интегрированные адаптеры использовали оперативную память и до появления PCI Express, однако при этом общая производительность системы неизменно снижалась. С внедрением новой шины потери в производительности стали гораздо менее существенными, чем плюсы от использования дискретного графического адаптера и его технологий.
Таким образом, на сегодняшний день в ноутбуках существует три вида графических систем.
1.Настоящая дискретная графика
2.Гибридная графика
3.Интегрированная графика
Каждый из трех типов решений имеет свои достоинства и недостатки. Как правило, более мощный видеоадаптер менее экономичен, поэтому и ноутбуки с такими решениями стоят заметно дороже. Интегрированные решения более экономичны и обладают меньшей производительностью, но и их стоимость ниже.
С точки зрения графических возможностей наиболее предпочтительными являются дискретные и гибридные графические системы. При выборе ноутбука с такими адаптерами стоит учитывать, что их характеристики и производительность зависит от таких параметров, как поколение и маркетинговое позиционирование в линейке в линейке производителя - бюджетный или low-end, middle-end или мейнстрим и hi-end или топовый.
Итак, подведем итог.
При выборе модели ноутбука помните:
- Графические адаптеры Intel - только интегрированные. Их можно определить по обозначениям микросхем со встроенным графическим ядром: Intel 855GM/GME, 915GM/GMS, 945GM/GMS. Либо по названиям самого графического ядра: Intel Extreme Graphics, Graphics Media Accelerator (GMA) 900 или 950.
- У компаний ATI и Nvidia также есть интегрированная графика: ATI XPRESS 200M (встречается как на ноутбуках на базе процессоров Intel, так и на моделях с AMD). У NVIDIA - GeForce Go 6100.
- 128Мб или 256Мб видеопамяти - это не вся информация, которую нужно знать о графическом адаптере. Если нужно действительно бескомпромиссное решение, то графическая память должна быть собственной, что исключает интегрированные адаптеры и гибридные решения.
- Технологии Hypermemory или Turbocashe означают, что часть памяти для видео будет браться из оперативной памяти компьютера.
Обозначения Shared, SMA, IGP - означают, что память для графической системы выделяется из оперативной памяти компьютера (т.н. "шареное видео"). - "Апгрейду" графическая система мобильных ПК не подлежит.
На современном рынке существует огромное количество ноутбуков с различными графическими возможностями. Надеемся, что наша статья поможет вам в них сориентироваться и сделать правильный выбор.
Примечание: В будущем может появиться возможность замены дискретных графических адаптеров для ноутбуков. Пока в этом направлении сделаны первые шаги: в 2004 году компания Nvidia предложила унифицировать графические модули для ноутбуков - ее стандарт MXM одобрен многими производителями портативных ПК, и эти решения уже встречаются в некоторых моделях. Компания ATI также развивает свой стандарт графических адаптеров для ноутбуков, известный как AXIOM. Однако эти карты нельзя пока приобрести отдельно от ноутбука, поэтому говорить о возможности замены мобильной графики пока рано.
Производительность графических чипсетов ноутбуков, 3DMark 2005
Статья подготовлена порталом NBPrice.Ru маркетинговой группы "Текарт" совместно с департаментом маркетинговых исследований Research.TechArt.