Электронный журнал о жизни и путешествиях


Евро-2008 посвящается: секреты футбольного мяча

Cпорт

by Natali 6941 views 2

Евро-2008 посвящается: секреты футбольного мяча

Буквально неделю назад я по заданию редакции побывал в очень интересной командировке в маленьком немецком городке с труднопроизносимым названием Герцогенаурах. В самом городке практически ничего нет, кроме двух знаменитых компаний - adidas и Puma. Ну и соответственно, фирменных магазинов спортивного снаряжения этих фирм ;-). Но я туда ездил не за покупками, естественно, а посмотреть на испытательный центр, где создают и тестируют главный официальный снаряд Чемпионата Европы по футболу 2008 - футбольный мяч adidas Europass.

Мы уже писали об официальном мяче Чемпионата мира 2006 года +Teamgeist, а в свежем июньском номере за этот год - мяче  Чемпионата Европы 2008 года Europass. Однако из разговоров с разработчиками мяча в испытательном центре adidas я узнал столько нового, что было бы обидно не опубликовать такую эксклюзивную информацию (пусть даже бы в виде фотоотчета).

 

Сначала несколько официальных фотографий процесса изготовления  мяча. Производится он в Китае на заводе компании adidas.

 

Деталь мяча типа "турбина".

 


А это другая деталь - "пропеллер".

 

 

Каркас с пока еще не вложенной внутрь камерой из латекса.

 

 

Готовые каркасы с камерами внутри.

 

 

Пропитка каркаса латексом.

 


Каркасы отправляются в сушку, где латекс вулканизируется.

 

 

Нанесение клея на детали.

Собственно, оклейка каркаса (термосклейка) и формирование мяча.

Почти готовый мяч.

Ну, а теперь непосредственно то, что удалось посмотреть в Шайнфелде, где расположен испытательный центр adidas.

 

Один из самых главных параметров - масса мяча. Согласно требованиям FIFA, она должна составлять от 420 до 445 г. Разработчики adidas, по их собственным словам, предпочитают делать мячи с массой ближе к верхней границе (чем тяжелее мяч, тем он точнее).


Тест мяча на длину окружности (измеряется по нескольким периметрам). Принцип измерений очень прост - гибкая стальная лента охватывает мяч, ее длина измеряется (автоматически). Измерения производятся несколько раз, между ними мяч поворачивают на определенный угол.

Один из инженеров adidas Innovation Team демонстрирует "ПМ" установку по измерению периметра мяча в работе.

 


.


А этот станок очень хорошо знаком всем автомобилистам, которые хоть раз видели балансировочный станок в шиномонтаже. Этим прибором проверяется балансировка мяча. Если его развесовка неравномерна, траекторию при ударе будет сложно предсказать. Но полностью сбалансировать мяч невозможно - он не полностью симметричен. Например, есть ниппель. Чтобы уменьшить дисбаланс, на диаметрально противоположной стороне каркаса делают дополнительный шов в виде спирали - масса этого шва уравновешивает массу клапана.

 

Это "стиральная машина", где мячи испытывают на стойкость к истиранию. Несколько мячей закладывают внутрь барабана, внутренняя поверхность которого оклеена наждачной бумагой, заливают несколько литров воды, включают и крутят в течение определенного времени (несколько часов). Потом вынимают и смотрят, насколько сохранилась поверхность, рисунок и т.п. Таким образом имитируются даже более жесткие условия истирания, чем в реальном матче.

 

Ведущий инженер AIT (adidas Innovation Team) Тим Лукас демонстрирует "ПМ" стенд для измерения "круглости" мяча. Эта установка измеряет диаметр мяча в нескольких положениях, после чего из этих данных можно сделать вывод о том, насколько мяч близок по форме к идеальной сфере.


Сама установка для измерения диаметра.

 

 

А вот так проверяют мяч на способность поглощать воду в мокрую погоду. Его кладут в специальное корытце, куда наливают немного воды, после чего специальная установка поворачивает и "придавливает" мяч 300 раз (см. наш видеоблог). Затем мяч взвешивают. Разница по массе между "сухим" и "мокрым" мячом, по стандартам FIFA не должна превышать 10%. "Но, поскольку adidas использует термосклейку, а не швы, мяч получается практически герметичным - говорит Тим Лукас, - так что этот показатель для Europass обычно не превышает 1-2%".

 

И, наконец, один из самых интересных тестов - роботонога (roboleg). Бутс, закрепленный на ее "стопе", способен развить максимальную скорость 150 км/ч. Мяч при ударе развивает скорость в 1,6 раз больше, чем скорость бутса, так что максимальная скорость мяча - примерно 240 км/ч. Реальный потолок ударов профессиональных футболистов - около 100 км/ч (мяча, соответственно, 160 км/ч).
На этой установке инженеры adidas демонстрируют, насколько отличается поведение нового мяча Europass, снабженного текстурой PSC, от предыдущего официального мяча +Teamgeist, поверхность которого была гладкой. Пока мячи сухие, оба при "косом" ударе попадают в "девятку" (верхний угол ворот). Но стоит побрызгать на "гладкий" мяч (и на бутсу) водой из пульверизатора - и мяч уходит мимо ворот. А текстурированный мяч - опять уверенно попадает в "девятку". На этом же стенде, кстати, можно испытывать и бутсы. Видео работы роботоноги можно посмотреть в нашем видеоблоге.

 

Разумеется, это не все тесты, которым подвергается мяч. Существуют еще тесты на отскок (мяч бросают с двухметровой высоты и измеряют высоту отскока, причем, что интересно, с помощью акустического датчика - то есть на самом деле засекают время между прыжками мяча, а потом пересчитывают его в высоту отскока), на потерю давления и на сохранение формы после 3500 ударов о стену со скоростью 50 км/ч (этот тест, разумеется, автоматизирован - специальная механическая "пушка" стреляет мячом об стену в течение примерно 4 часов). Но я надеюсь, мне удалось передать общее впечатление того, что мяч adidas Europass - это довольно сложный и технически совершенный продукт высоких спортивных технологий. На мой вопрос, что нам ждать от мяча мирового чемпионата в ЮАР в 2010, Тим Лукас ответил: "В следующем поколении мячей с моей точки зрения как инженера решены еще некоторые проблемы". - "Возможно, аэродинамические?" - спросил я, желая выведать побольше. "Мы сотрудничаем с компанией Audi, у которой есть аэродинамический испытательный центр в Ингольштадте, - ответил Тим с хитрой улыбкой, - и работаем над аэродинамикой. Но других комментариев дать не могу. Через два года все сами увидите".

 

О моих личных впечатлениях от посещения штаб-квартиры adidas и испытательного центра компании читайте в материале "Кузница мячей".

 

Источник: http://blogs.popmech.ru/post/evro-2008-posvyaschaetsya-sekretyi-futbolnogo-myacha/

Комментарии (2)

Чтобы добавить комментарий, необходимо