Текущий год очень радует появлением на кинематографическом небосводе немалого количества русских фильмов со знаком качества.
Текущий год очень радует появлением на кинематографическом небосводе немалого количества русских фильмов со знаком качества. Появились новые режиссеры, новые картины, которые не теряются в мировом кинопространстве. Кроме таких лент, как «Дневной дозор» и «Питер FM» (они, впрочем, весьма хороши в своем жанре), появились яркие и нестандартные «Эйфория» Ивана Вырыпаева, «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова и «Человек безвозвратный» Екатерины Гроховской, рассчитанные на мировую аудиторию, а не только на отечественного зрителя. Именно о «Человеке безвозвратном» и пойдет далее речь…
Как я ранее и предполагал, этот фильм похож на виденные когда-то произведения Сэма Мендеса, Алехандро Гонсалеса Иньярриту и Лукаса Мудиссона, в нем очень остро чувствуется европейский дух, он пронизывает чуть выцветшую картинку Алексея Андрианова, грустные мелодии Евгения Гальперина, сами истории, рассказанные здесь просто и непредвзято. Историй действительно много, и все они образуют сложную мозаику чувств и событий, из которых соткана наша жизнь… Сложный мозаичный узор соткал Иньярриту в своей сногсшибающей картине «Сука-любовь», где все истории закручены вокруг автокатастрофы. И здесь есть некий стержень, но не такой выраженный. Его даже трудно уловить, если не вдуматься в название картины. Человек безвозвратный… Человек не возвращается лишь в двух случаях: если покинул этот бренный мир и если… решил порвать все связи с прежней жизнью. Тема возвращения, затронутая Звягинцевым, трансформировалась в стремление покинуть прежние рамки бытия, оставить все проблемы в прошлом, уйти в «светлое будущее», ведь по сути в русских людях еще жива идея этого самого будущего, и режиссер с горечью напоминает нам всем об этой чисто русской проблеме. Хотя финал картины не горький, он скорее счастливый, но от этого все равно не становится легче. Начинаешь думать, все ли просто в этой жизни, насколько она взаимосвязана с окружающим тебя миром. И неожиданно осознаешь, что все события крутятся вокруг одного стержня, который у каждого свой.
Я рассказал об идеях, но еще не поведал вам сами истории. Возможно, их и не стоит рассказывать, чтобы вы, дорогие зрители, с интересом следили за сюжетом. Но, возможно, рассказав сюжет, я наоборот заинтересую вас. Кто знает…
Перед вами небольшой город. Татьяна Сергеевна (Елена Валюшкина) и Борис Андреевич (Михаил Ремизов) Князевы счастливо живут вместе уже более 30 лет и жизнь их до сих пор наполнена заботами об уже взрослых детях и внуках.
Их старшая дочь Вера (Екатерина Редникова), как им кажется, удачно вышла замуж за бизнесмена, но на самом деле у них хватает своих чертей в омуте.
Средняя дочь Надежда (Анна Чурина) встречается со своим женатым боссом Дмитрием, скрывая эти отношения, поскольку боится гнева отца-военного.
А вместо Любви у Князевых есть сын Андрей (Сергей Крапива), который пошел по стопам Князева-старшего - учится в военном училище, хотя ему это дело не по душе. Андрей, в отличие от Надежды, не боится отца, но так же скрывает от него связь с 40-летней женщиной-бизнесменом Алевтиной (Галина Йовович), которая фактически содержит его. Все кардинально меняется, когда Андрей знакомится с молодой девушкой Катей (Ольга Зайцева).
Кроме этих историй, прослеживается еще несколько линий.
17-летняя девушка Олеся (Анна Хилькевич) парализована после автомобильной аварии, в которой погибли её старшая сестра и отец. Она живёт вдвоём с матерью (Алена Яковлева), которая в один прекрасный день приводит своего бойфренда (Сергей Чонишвили)...
И, конечно же, не так проста история возвышения и падения одного паренька (Виталий Гогунский), друга Андрея, решившего легко заработать деньги…
В какой-то степени сюжетные линии несут нравоучительный характер, который можно выразить одной фразой: не лезь на рожон… Но это утрированный подход. На самом же деле сама жизнь диктует правила, которым следуют (или не следуют) герои фильма. Эти правила гарантируют хоть как-то счастливые мгновения в вашей жизни, а горестные моменты помогают пережить. Не все справляются, как, например, сорвался-таки Князев-старший, но жизнь все расставит на свои места. Так же, как и смерть… Все в этой странной жизни связано в такую трудноуловимую вязь, что порой для того, чтобы понять это, нужно посмотреть такие фильмы, как «Человек безвозвратный». Хотя не исключено, что есть люди, знавшие об этом всегда…