На протяжении многих веков влияние Франции на нашу страну неуклонно росло и достигло апогея в веке XVIII. По образцу Версаля в России разбиваются парки, французские зодчие строят дворцы в Петербурге, а французским художникам доверяют создание "Российской академии художеств".
В гостиных и салонах русской знати звучит французская речь, повара-французы готовят еду, а гувернеры-французы воспитывают отпрысков знатных и не очень знатных фамилий. Столичные и провинциальные модницы заказывают во Франции платья и шляпки, а те, что победнее, копируют французские фасоны. И созданию комфорта, умению внести в обычную обстановку шарм и изящество тоже научили нас французы.
Побывав во Франции, где в то время господствовал стиль барокко, молодой Петр I, пораженный великолепием Версаля, стал строить и обставлять в этом стиле дворцы в Петергофе и Царском селе. Так этот роскошный стиль прижился в России, приобретя некоторые национальные особенности. Изогнутые ножки, бронзовые детали в украшении мебели, резные зеркальные рамы и спинки мебели, причем в резьбе использовались растительные мотивы: завитки, стилизованные цветы и фрукты. В оформлении парадных залов использовалась позолоченная лепнина, дорогие вазы, гобелены, большое количество зеркал, дорогие ткани. Общий колорит парадный, поистине царский - белый с золотом.
Позже, во времена правления Елизаветы, ветер парижской моды донес до России стиль рококо, названный еще "стилем Помпадур". Мебель, сплошь покрытая сложной резьбой с раковинами и завитушками украшалась позолотой и инкрустациями, ассиметричные ее формы усложнялись избыточным декором: цветочными витыми гирляндами, изогнутыми спинками, вычурными ножками и подлокотниками. Декорировался интерьер зеркалами и фарфором, а в его цветовой гамме преобладали голубой, розовый и бледно-зеленый цвета в сочетании с белым и обильной позолотой.
В эпоху наполеоновских войн популярным во Франции стал стиль ампир, который затем стал моден и в России. Декором стали элементы древнеримского военного снаряжения: копья, щиты, пучки стрел и знамена. А мебель украшалась резными медальонами с изображением батальных сцен, орнаментом из бронзовых накладок на фоне темного полированного дерева. Как в Древнем Риме опоры столов и ножки кресел делались в форме львиных лап, в виде грифонов и лебедей. Колорит интерьеров стал контрастным: в декоре аксессуаров использовались золоченые орнаменты на черном фоне, а благородный темный цвет мебельной древесины соседствовал с золотистыми тонами тканевой обивки.
Офицеры русской армии везли из побежденного Парижа бронзовую скульптуру, стекло и фарфор, а в Петербурге французские архитекторы возводили дома и дворцы, создавая внутреннее убранство в стиле дворцов Тюильри.
Итак, если Вы хотите создать в своем доме французский интерьер, можно попытаться воспроизвести один из описанных выше исторических стилей, но это будет оправдано, если у Вас просторное жилье с высокими потолками и большими окнами. В противном случае, лучше ограничиться созданием в доме обстановки, проникнутой духом Франции, ведь французы, за исключением тех, что живут в родовых замках, тоже за истекшие столетия существенно "подкорректировали" свой быт. Главное, создавая интерьер во французском стиле, попытаться воспроизвести его изящество и шарм, не пренебрегая комфортом.
Франция, помимо перечисленных выше интерьерных стилей, является родиной и отдельных предметов мебели. Например, низкое и глубокое кресло, называемое "бержер" могли создать только приверженцы комфорта - французы. В него погружаются как в мягкую перину, потому что для его наполнения традиционно использовались морские водоросли или конский волос. На фото внизу кресло соседствует тоже с французским изобретением - столиком "геридон", деревянная столешница которого крепилась к металлическому основанию, в данном случае к бронзовому, в виде трех прутьев, перехваченных в нижней части кольцом.
На следующем фото бержер, обитый блестящей кожей с бронзовыми заклепками, гармонично соседствует со столиком, имеющим типичные для ампира ножки в виде львиных лап. Обратите внимание на ткань штор - жаккард был создан французами в начале XIX века, когда появился ткацкий станок новой модели. Это ткань с вытканным, как правило, растительным рисунком.
Шкаф для посуды, французы называют его "дрессуар", ставится обычно в столовой и является ее украшением. К фарфоровой посуде французы не равнодушны: она являлась, как мы уже писали, непременным аксессуаром интерьера в стиле рококо. Полосатая контрастная обивка стульев тоже достаточно характерна для обстановки, а в данном случае в тон полоске подобран и абажур светильника. Раньше абажуры делали из натуральной шелковой тафты, гладкой чуть скрипящей ткани. Теперь чаще используют синтетические практичные материалы, имитирующие натуральный шелк.
Французы всегда славились безупречным художественным вкусом, позволявшим с легкостью соединять, казалось бы, несочетающиеся по цвету и рисунку ткани. И то, что в другом интерьере выглядит как китч, во французском доме обладает шармом новизны и оригинальности, как обивка стульев с полосатыми сиденьями и растительным узором спинки.
С легкостью составляя гармоничные сочетания из разных по стилю предметов мебели, с разной обивкой и колоритом, французы, опираясь на интуицию, редко ошибаются. Посмотрите на фото внизу: сколько там "смешано" рисунков и тканей: от полоски до цветочных узоров, от традиционной французской синели (ворсистой ткани, называемой у нас "шенилом") до дамаста. О нем стоит сказать особо, потому что это любимая ткань французских декораторов. Дамаст делается так, что вытканный на лицевой стороне рисунок, повторяется на изнанке "негативом". Чаще всего дамаст используется для обивки мебели.
О французской спальне следует говорить очень уважительно. Когда-то короли сделали спальню местом приемов, в котором посетители присутствовали за утренним туалетом короля, это считалось знаком особого расположения. Теперь спальня перестала быть "общественным местом", но по-прежнему она должна быть безупречно обставлена, должна быть нарядной, но при этом очень удобной. Комфорт во время сна - залог душевного и физического здоровья. Об этом практичные французы не забывают никогда.
Автор статьи Сомова М.