Электронный журнал о жизни и путешествиях


Дайвинг в Украине: время выходить из тени

Отдых и путешествия

by ShaDeRzz 12012 views 3

Дайвинг в Украине: время выходить из тени

Дайвинг в Украине - не составляющая туристической отрасли, как во многих странах мира, а скорее клубное движение. По данным Департамента подводного наследия НАНУ, в стране около 50 официально зарегистрированных и как минимум около 100 нелегально действующих дайв-центров и дайв-клубов. Это разобщенные и конкурирующие между собой структуры с различным уровнем технической оснащенности и сервиса, который часто не соответствует элементарным нормам безопасности. К тому же, как это ни печально, дайвинг в нашей стране часто ассоциируется не столько с туризмом, сколько с "черной" археологией.
Было бы ошибкой утверждать, что все дайверы занимаются этим. Но вандализм по отношению к подводным памятникам в последние 10 лет превратился в бесконтрольный процесс и приобрел угрожающие размеры.

  Между тем во всем мире дайвинг-туризм - бизнес, приносящий хороший доход владельцу, налоговые отчисления в бюджет и средства на сохранность и содержание подводных туристических объектов. В этом плане у Украины - просто богатейший потенциал для развития дайвинга как составляющей туристической отрасли. Богатейший, но - не реализованный.

  В прошлом году было создано государственное предприятие "Укрдайвинг", которое, по идее, должно консолидировать отечественный дайвинг-туризм, вывести его на единую систему администрирования и разработать и внедрить жесткие правила игры в рамках действующего законодательства. Официальное заявление о создании предприятия было сделано на пресс-конференции в Киеве в середине января текущего года.

  "В РАЗНЫХ ОКОПАХ"

  По оценкам специалистов, акватория Черного моря, принадлежащая Украине, для мирового дайвинг-туризма может представлять не меньший интерес, чем популярные ныне у дайверов курорты Хургада и Мальта. Наше море не так богато флорой и фауной, как Красное или Японское; однако его подводное культурно-историческое наследие поистине бесценно. Известный американский исследователь и дайвер Роберт Баллард, нашедший затонувший "Титаник", считает, что в этом смысле Черное море - самое ценное в мире. Нигде больше нет такого количества затонувших кораблей, останков подводных городов, археологических объектов, запечатлевших следы истории со времен античности до второй мировой войны.

   Государственный реестр подводного наследия Украины насчитывает сегодня 879 памятников, которые осмотрены и описаны археологами, и, по оценкам ученых, около 1000 еще не исследованных или не обнаруженных объектов. Преимущественно это затопленные корабли, военная техника и предметы исторической значимости, которые сегодня подвергаются беззастенчивому разграблению. Тащат все - от черного и цветного лома до поистине ценных артефактов. Пока родное государство сотрясают политические и социальные катаклизмы, его граждане зарабатывают на жизнь как умеют. Как ни парадоксально, но больше всего страдают хорошо известные, залегающие на небольшой глубине, практически "на виду" у пограничников суда - благодаря доступности их буквально растаскивают на куски. Эта печальная участь постигла такие уникальные суда, как немецкий охотник за подводными лодками UJ-102, немецкий транспорт "Santa-Fe", русский корабль "Цесаревич Алексей Николаевич"... По мнению специалистов, на рынке подводного антиквариата (назовем его так) крутятся шальные деньги, стоимость "сувенира" может составлять от десятков долларов до астрономических сумм. Немалая часть артефактов уходит за границу -западные коллекционеры платят за них, не скупясь, ведь в Черном море затонуло немало иностранных судов, посланцев своей исторической родины. По мнению ученых, если не принять меры по охране памятников сегодня, через три-четыре года мы окончательно потеряем все свое подводное наследие.

 

  Всем "продвинутым" дайверам хорошо известно имя директора Департамента подводного наследия НАН Украины Сергея Воронова. Департамент, созданный год назад при институте археологии НАНУ, действует в рамках законов Украины "Про охорону археологічної спадщини" (от 18.03.2004г. №1626-1V) и "Про охорону культурної спадщини" (от 08.06.2000 г. №1805-111) и ряда других нормативно-правовых актов. Таким образом, Департамент - еще одна структура, ратующая за сохранение памятников истории и контролирующая ситуацию наряду с пограничниками и МВД.

- Сегодня дайверы и археологи находятся в разных окопах, - говорит Сергей Воронов. И сама формулировка вызывает ассоциации то ли с войной, то ли с затяжной осадой. - Согласно действующему законодательству в сфере охраны культурного наследия, все, что лежит на дне, получило юридический статус подводных памятников, а на каждом выходящем в море судне должен находиться археолог. Работы по проведению археологического надзора проводятся с сентября 2005 года. Археологический надзор предусмотрен во время проведения любых подводно-технических работ (водолазных, утилизации, дноуглубления, портостроительства) сотрудниками Департамента в районах расположения объектов подводного культурного наследия Украины.

  Однако уследить за всем не в состоянии ни Департамент, ни пограничники. Только по официальным данным МВД, в прошлом году документально зарегистрировано 122 случая демонтажа и разворовывания объектов историко-культурного наследия. Кроме того, из неформального общения с одним из представителей дайв-сообщества удалось выяснить, что практически за каждым более-менее успешным дайв-клубом стоит какой-нибудь высокопоставленный "дядя", который в случае наезда на клуб со стороны пограничников, археологов и других контролирующих организаций может отвести неприятности, а проще говоря - послужить "крышей". Этот факт не отрицает и Сергей Воронов: с его слов, Департаментом подводного наследия не раз возбуждались уголовные дела по факту разграбления подводных объектов, но ни одно дело так и не было передано в суд.

 

Совершенно очевидно, что одними запретительными мерами ситуацию не изменить - хотя бы потому, что организовать охрану подводных объектов сложно в принципе. К тому же у нашего государства средств на охрану собственных исторических ценностей, как всегда, не хватает. Поэтому дайверы всегда на пол-шага впереди. Погрузиться на затонувший объект - быстрее и дешевле, чем проделать долгий и затратный путь его музеефикации. Поэтому должны быть другие, рыночные механизмы решения проблемы. А еще хорошо бы выйти из окопов. Заинтересованы ли сами дайверы в сотрудничестве с археологами, или по-прежнему относятся к ним как к досадной помехе на пути к приключениям?

- Всегда и во всем заинтересованы, - отвечает руководитель дайв-клуба "Альфа" (г. Севастополь) Наталия Крайнова, - А вот ответной реакции пока нет. Археологи - это же наука, личности творческие, и в свой круг редко кого допускают. И эту ситуацию хотелось бы изменить, так как подводные экспедиции - мечта всех дайверов.

- Дайверское движение уже прошло этап роста, когда было интересно дерибанить находки на сувениры, -говорит президент дайв-клуба "Аратта" (г. Запорожье) Александр Ластенко. - Дайвинг - дорогой вид отдыха. Занимаются им люди состоятельные и состоявшиеся. Они уже стали понимать, что после себя надо что-то оставить потомкам. Громадный потенциал неленивых обеспеченных людей авантюрного склада ума надо срочно направить на службу науке, это же так очевидно, тем более, когда они сами этого хотят!

  Задача сохранения подводного историко-культурного наследия - это лишь одна сторона проблемы стихийного развития дайвинга в Украине. Не меньшую озабоченность вызывают обучение начинающих дайверов, проблемы безопасности, медицинского страхования, уровень сервиса, квалификация инструкторов, безопасности самих дайверов и тех, кто себя к ним причисляет, при погружении на затонувшие суда времен второй мировой войны. Известны случаи травматизма и гибели людей при попытке подъема и демонтажа боеприпасов, пролежавших на дне десятки лет и сохранивших боевую готовность. Два года назад в Севастополе предприниматели, занимавшиеся сбором черных и цветных металлов, подняли со дна Камышовой бухты в черте города донную немецкую мину, которая при попытке демонтажа взорвалась, унеся жизнь одного человека и сделав инвалидом другого. В операции по вывозу и обезвреживанию мины за пределами города принимали участие десятки людей, многие из них рисковали жизнью, жители района были эвакуированы, неделю, пока готовилась операция, город жил в страхе...

  "УКРДАЙВИНГ": КТО ВЫ, МИСТЕР ИКС?

  Об "Укрдайвинге" впервые заговорили в прошлом году, и в интернет-форумах его уже окрестили посредником между дайвером и Нептуном. Отношение к вновь созданной структуре настороженное: одни видят в ней еще один контролирующий орган, который будет действовать путем запретов и препонов, другие - еще одну финансовую схему, которая подомнет под себя дайв-центры и станет качать из них деньги. На самом деле в планах "Укрдайвинга" на 2006 год - три направления: просветительского, культурологического и научно-исследовательского характера. В числе мероприятий - закладка двух подводно-археологических музеев в Крыму: в Балаклаве и Черноморске; создание детской морской академии в Балаклаве; проведение первого дайв-фестиваля в Артеке; участие в ряде поисковых экспедиций в акватории Черного моря с последующим подъемом, паспортизацией и музеефикацией найденных объектов; проведение научно-практических конференций, круглых столов, участие в выставках и др. По информации руководства "Укрдайвинга", программа прошла все необходимые согласования и будет профинансирована, в середине марта ожидается утверждение Кабмином. В эти же сроки планируется и подчинение "Укрдайвинга" Министерству культуры и туризма Украины. Работа планируется в тесном контакте с Департаментом подводного наследия НАНУ. Директор ГП "Укрдайвинг" - Мария Бусыгина, почетный президент - Ярослав Ющенко.

  Также по информации руководства "Укрдайвинга", хотя предприятие и государственное, в дальнейшем на свое содержание и деятельность оно будет зарабатывать самостоятельно. Предполагается, что доходы будут поступать от экскурсионной и туристической деятельности.
Изначально в планы "Укрдайвинга" входила сертификация водолазного оборудования всех существующих дайв-центров Украины, однако сегодня руководство предприятия от этой идеи отказалось. Планируется разработка "Национального сертификата подводного пловца": по задумке авторов идеи, нам нужна наша украинская система обучения дайверов с последующей сертификацией наряду с такими общемировыми системами, как РАDI, СЕDIP, СМАS, ТDI и др. Что само по себе дело затратное, сложное и довольно спорное. "Укрдайвинг" намерен также разрабатывать и рекомендовать новые маршруты, внести свои рекомендации по вопросам медицинского страхования, технического обеспечения и сервисного обслуживания.

 

При всей безусловной полезности запланированных мероприятий "Укрдайвинга", они не делают предприятие координирующей отраслевой структурой, как это было задумано изначально. Отложен пока и проект положения "Про дайвінг в Україні", разработанный Департаментом подводного наследия. Сергей Воронов считает, что сегодня на примере "Укрдайвинга" важно продемонстрировать, как можно объединить усилия дайверов на благо сохранения исторических памятников, развивать и популяризовать дайвинг-туризм.

  НУЖЕН ЛИ ДАЙВИНГУ РУЛЕВОЙ?

  Все дайв-центры и дайв-клубы имеют три направления деятельности: обучение начинающих дайверов, продажа снаряжения и собственно дайвинг, то есть посещение подводных маршрутов. Соответственно, как в любом бизнесе, все они - конкуренты.

- На рынке дайвинг-туризма идет жесткая конкуренция за каждого клиента, - говорит руководитель дайв-центра "Катран" (г. Киев) Владимир Авраменков. - Поэтому сегодня сотрудничество не только с другими дайв-клубами, но даже с туристическими фирмами, в программе которых есть дайвинг, представляется проблематичным. Я не считаю, что сегодня дайвингу нужен какой-то руководящий центр, потому что система уже сложилась, у каждого есть свой сектор рынка, который не хотелось бы разрушить или потерять.

- Организация,      объединяющая дайв-клубы и центры,  безусловно,
нужна, - считает руководитель даивинг-центра "Альфа" Наталия Крайнова. - Дайверы - народ свободный и любознательный, и очень дисциплинированный - такой вид спорта, и если их правильно организовать, не ограничивая в свободе и конституционных правах, они отнесутся нормально к любой организации. На сегодняшний день все клубы сидят в своих норках и живут по принципу: моя хата с краю. Простой пример: наш клуб делает рассылку по всем клубам Украины с предложением интересных дайвинг-походов и экспедиций. Откликается всего несколько клубов, зато многие надувают губки, когда "их" дайверы приезжают к нам: я его обучил, а он поехал нырять с другим клубом! И пока процесс собственничества не пройдет, как простуда или возрастной синдром, клубы собрать в хорошую дайверскую тусовку будет очень трудно. В этом году мы планируем сделать такую попытку в Крыму - Первый дайверский фестиваль. Цель одна - объединить и познакомиться друг с другом, а если клубы так и останутся на своих "консервных" позициях, то потеряют солидный кусок дайверского сообщества, дайверы им точно никогда не простят отсутствие клуба на фестивале и приедут сами.

- Лично мне не нужна никакая руководящая структура, - такова точка зрения    руководителя    дайв-клуба "Тритон" (г. Киев) Владимир Ляшенко, - потому что я сомневаюсь, что это будет сделано цивилизованно. Когда я отправляюсь в зарубежные поездки, я  готов  подчиниться  законам  той страны, в которой нахожусь, потому что это законы здравые. Но я не знаю, во что создание такой организации выльется у нас, станет ли она еще одним контролирующим органом или конторой по выколачиванию денег. А музеи - дело хорошее, и я готов отдать в музей свои находки, если буду знать, что могу прийти туда с друзьями и показать, что эти артефакты нашел и поднял наш клуб.

- Я считаю, что такая организация, как "Укрдайвинг", нужна, - мнение инструктора дайв-центра "Алекс" Анны Скорбенко, - потому что в Крыму творится полный беспредел. Просроченные баллоны, несертифицированное оборудование,   неквалифицированные инструкторы - кто-то должен всему этому положить конец. И нас не пугает появление структуры, которая будет наводить порядок в этой сфере, потому что нашему дайв-центру бояться нечего.

  ПРОЕКТ "АРАТТЫ"

  Уже упомянутый нами президент запорожского дайв-клуба "Аратта" Александр Ластенко:
-  В прошлом году я разработал концепцию развития дайвинга как составляющей отрасли туризма и концепцию музеефикации подводных объектов, где подробнейшим образом обосновал необходимость создания координирующей и регулирующей организации и принципы ее деятельности. 

  Философия концепции, как ее определил сам автор, - "не "ломать" субъектов отрасли, загоняя их в искусственные законодательные рамки, а создавать условия, когда им будет выгодно работать в рамках естественных рыночных правил, генерируемых системой". Такую функцию может взять на себя отраслевая организация, объединяющая представителей науки, культуры и туризма (в нашем случае - "Укрдайвинг"). Главный постулат разработки заключается в том, что туристические объекты должны содержаться, охраняться и развиваться за счет доходов, получаемых от туризма. Как это сделать?

- У дайв-центра должна присутствовать осязаемая экономическая целесообразность проведения дорогостоящих обсуждаемых мероприятий за собственный счет, - считает Александр Ластенко. - Таким фактором может служить право собственности на памятник истории (или право владения, использования, управления). Вся необходимая нормативно-правовая база уже существует. Так, Закон Украины "Про охорону культурної спадщини" в ст. 26 допускает привлечение сторонних организаций к проектированию и исполнению работ по музеефикации объектов культурного наследия при соблюдения условия лицензирования. Законом предусмотрено также в ст. 17, что памятник, кроме памятника археологии, может находиться в государственном, коммунальном либо частном владении.
(Заметим, кстати, что такой опыт широко распространен на Западе: исторический памятник может находиться в частной собственности, но под контролем государства).

  Субъекты, стремящиеся получить возможность проведения подводных экскурсий на том или ином объекте, участвуют в тендере, проводимом "Укрдайвингом". Выигравшие тендер дайв-центры за счет собственных средств проводит исследование согласованных подводных объектов.
"Укрдайвинг" совместно с Госинспекцией по надзору за морским и речным транспортом Украины, Министерством культуры и туризма, другими организациями, отвечающими за безопасность, вырабатывают требования по безопасному проведению экскурсионных погружений. Устанавливают единые требования безопасности:
для оборудования;
для снаряжения;
для плавательных средств.
по организации проведения погружений (подводных экскурсий);
по учету дайверов (в т.ч. реквизиты родственников);
по оформлению документа о собственной ответственности дайвера за риск;
по выполнению всех стандартных сертифицированных требований безопасного проведения погружений.

 

Совместно с Министерством культуры и туризма вырабатываются требования к лицензированию организаторов экскурсий. Попутно решается вопрос налогообложения субъектов отрасли, т.к. лицензии получают только субъекты предпринимательской деятельности, юридические и физические лица, состоящие на налоговом учете. Определяется порядок перечислений обязательных сборов и платежей причастным организациям. За счет этих сборов возможно финансирование, пусть и частичное, поиска новых объектов, научные исследования.

- В результате общество приобретает памятники истории, музейное дело - направление деятельности, памятники истории - эффективного собственника или управленца. А самое главное - дайвинг как туристическая отрасль получает защиту бизнеса, - считает Александр Ластенко. - Если "Укрдайвингу" наши наработки не пригодятся, придется создавать общественную организацию и рулить самим. Такие мысли уже бродят...
Однако идея закрепления подводных объектов за дайв-центрами и дайв-клубами вызывает у них много вопросов. Как быть тем дайв-клубам, которые находятся в городах вдали от моря, а в Крыму бывают время от времени? Не будут ли клубы поставлены в неравные условия? Не получится ли так, что преференции получат те, у кого уже сегодня технические и финансовые возможности выше? Все эти вопросы требуют разъяснения.

  Однако сегодня всем понятно, что сохранять существующее положение вещей безответственно по отношению как к своему историческому прошлому, так и к будущему, к потомкам. Поэтому менять систему все равно придется. При всей разобщенности и разногласиях, дайверы единодушны в одном: заниматься этим должны профессионалы. Люди, которые не просто умеют нырять, но делают это профессионально, заинтересованы в развитии дайвинга как отрасли туризма и готовы к открытой и прозрачной работе в рамках действующего законодательства. А главное - правила игры должны быть таковы, чтобы дайверу в системе было действительно лучше, чем вне ее. Только тогда возможны реальная заинтересованность всех сторон в создании этой системы.

Комментарии (3)

Чтобы добавить комментарий, необходимо