Электронный журнал о жизни и путешествиях


Артём Хармышев: "Я презираю лень!"

Люди

by Masha Zhdanova 4385 views 0

В одном из выпусков нашего журнала мы открыли новую рубрику — "фотостудии нашего города". Сегодня мы продолжим знакомить тебя с людьми, творческий дух которых способен превратить обыкновенную фотографию в холст художника.  У нас в гостях Артем Хармышев, руководитель "Арт Студио".

Здравствуй, Артем. Расскажи нашим читателям о себе, где родился, учился.


Здравствуйте. Мне 35 полных лет, родился и вырос в Мариуполе, окончил 11 классов в СШ№3. Люблю эту школу, этот район, дворики, дома, переулочки — все это для меня очень близко и ценно. После окончания школы были планы поступить в Харьковскую юридическую академию, но год был неудачный, как раз первый год независимости Украины. Поступить было практически нереально, в стране полный бардак — той Украины уже нет, а новая еще не сформировалась. Я провалил экзамен. Моя мама очень строгий человек, тогда — директор интерната, поэтому она знает толк в том, как поработить мужчину. (улыбается) А мужчин было много: я, папа и два моих брата. По сколько братья были старшие, дома я был как "золушка". Школу закончил твердым хорошистом, и даже, в свое время, руководил последней пионерией Жданова. Но, надо было продолжать обучение, и вскоре, я пошел учиться в ПТУ, после чего 2 года отработал поваром. Вообще, это была хорошая школа. Некоторые однокурсники до сих пор работают поварами в лучших ресторанах города.


Что дала тебе учеба поварскому искусству? Помогает в жизни?


Моя жена уже несколько месяцев в Италии, и я один с тремя детьми. Всегда приходится придумывать какое-нибудь новенькое вкусное блюдо!


Почему такие разные профессии? Повар… фотограф…?


Да вся жизнь вообще разная. Поваром я был всего два года, а потом меня ожидало 16 лет совершенно другой жизни. Я рано женился (в 18 лет), и те задумки, которые были построены, отошли на второй план. В мае мы с женой отметили восемнадцатилетие  совместной жизни. А познакомились мы в школе — учились в параллельных классах. Причем, никогда не обращали друг на друга внимания, а потом стали в пару на последний вальс и завертелось! Потом была семья, потом, совсем другая, христианская жизнь, приход в протестантскую церковь. С 1993 по 2007 я занимался исключительно основной христианской веткой. Так получилось, что я пришел именно в эту церковь. Христианство всегда было для меня мощным стержнем. Познакомился я с христианством в возрасте 14 лет, в основном благодаря моей маме и нашей семье.  Мама у меня историк по профессии. У нас не было дачи, не было машины. Мы жили очень скромно. Но мама вкладывала в нас нечто большее — внутренний мир. Каждые каникулы, зимние и летние мы отправлялись в новые места. То есть до 14 лет я уже побывал за границей, узнал много нового, хотя это было доступно только детям больших чиновников.

Однажды, я пришел в церковь, и мне стало очень легко. Потом это стало моей работой. Я работал видеооператором. Мы снимали проповеди, сюжеты, свадьбы, ролики, и отдавали в трансляцию на ТВ. На то время это была скромненькая камера, первый монтажный фон. Позднее я получил дьяконский сан (это не страшное слово, а просто управляющий в церкви).


У тебя есть дети, которых надо кормить и в тяжелое кризисное время. Хватало на жизнь?


Конечно, хватало. Потому что я никогда не ленился, еще до занятия фотографией. Я не уважаю в мужчинах лень. Я вообще лень не уважаю, а в мужчинах тем более! С детства мать приучила меня работать. Она уходила и я знал, что к ее приходу квартира должна быть убрана, без обсуждений хочешь ты того или нет.


А почему ушел из церкви?


К 2007 году я стал заниматься таким направлением как "файнд грейдинг". Это работа, которая занимается сборами благотворительности. В 1998 году мы основании фонд "Пилигрим" — центры для взрослых наркоманов и для детей. Как раз была лютая зима, мороз до  -35С. Мы ходили и собирали по улицам беспризорников, в подвалах, на остановках, в люках. И преследовали самые чистые мотивации. А потом началась другая работа. Я никогда не знал, что то, что мама возила меня по миру, мне пригодится. Но у Бога ничего не бывает зря. Я стал командировочным, дома проводил 4-5 месяцев, остальное — за границей. Не знаю, сколько стран я облетел; Америку, Европу исколесил, на машине, в самолетах. Все это делалось с одной целью — я ходил по русской диаспоре, рассказывал о нас, чем мы занимаемся, показывал фотографии тех детей, говорил как живет Украина и Мариуполь, привозил финансы. Мы привозили много денег. Хочу подчеркнуть, что если бы не работа таких социальных систем, разных церквей, проектов различных иллюминаций, Украина была бы еще слабее экономически. Хотел бы я, или не хотел, мы пополняли бюджет Мариуполя на сотни тысяч долларов. То, что недодавал горисполком социальной работе (нашему проекту или другим проектам), мы воздавали своими силами, жертвуя собственной семьей. И вот однажды, позвонив из Америки, я спросил своего сына: "Сыночек, ты скучаешь?", а он ответил: "Нет, пап, не скучаю.." И это полностью меня изменило. Я семьянин и для меня это был удар ниже пояса. Я понял, что очень многое сделал для чужих детей, пора бы сделать что-то и для своих. Я закончил работу в должности вице-президента. Мне сказали, что в любой момент я смогу вернутся, и, скорее всего, ждут по сей день. Когда моя работа в церкви была окончена, надо было искать другое поприще.

Я сказал себе: "Что умеешь, Артем, делать? Кроме того как собирать деньги и молоть языком".(смеется) Я вспомнил, что когда-то снимали сюжеты, свадьбы. Я купил себе первый фотоаппарат ФЭД-5.

И как-то почувствовалось, что это мое, что я это смогу. Сразу это не кормило, не приносило никакого дохода. Я использовал все, что помогало мне в прошлом. С партнером, Евгением Грабовским, мы создали фотостудию "DeLux", сразу договорились о партнерских отношениях, чтобы в случае разрыва нормально разойтись. Вскоре мы переросли наше партнерство. Наши отношения были построены очень грамотно: у нас было 10 фонов, которые легко делились на двоих, 6 вспышек, в общем, всего попарно. Разъехались мирно. В этом помог и последний кризис. Я уехал в США на пол года. Просто физически работал — пошел на крышу, научился укладывать мягкую черепицу и трудился как чернорабочий. Для меня это не принципиально важно. Копать — значит копать. Строить — значит строить. Помню, в 1993 году вышел закон, что любой гражданин Украины, состоящий в какой-либо зарегистрированной церкви, может не пойти в армию, и я, чтобы не "косить" занялся социальной работой. Можно было работать в больницах, в садах, в коммунальных или транспортных службах, уборщиком мусора, похоронщиком. Я пошел в похоронщики. 3 года трупы, трупы, трупы… Лопата — лучший друг.


Мрачновато звучит. Давай поговорим о настоящем. Как родилось называние "Арт Студио"?


Да, сам как-то сидел, переваривал, Арт — потому что Артем, арт – потому что искусство. Это было в 2008 году.


А что больше всего нравится снимать?


Всегда снимал ночь, ночные города. Люблю огни, люблю снимать архитектуру и люблю снимать людей. Портреты, детей. Сейчас плотно занялся съемкой детской фотографии. Не просто детской, а детской-детской. Изучаю, смотрю, учусь, готовлюсь, шью костюмы. И, конечно же, люблю свадебную фотографию. Вообще я люблю людей. Это является главной заповедью: "Любить Бога – означает любить людей".

Я восхищаюсь теми людьми, которые везде ходят с фотоаппаратом. Есть люди, которые любят фотографию, есть люди, которые любят сам процесс. Я коммерческий фотограф, наверное, "отходил" уже своё с фотоаппаратом. Как-то я спросил своего знакомого фотографа из США (ему уже за 50) "Вы любите фотографию?", и он ответил: "Люблю… когда мне за это платят".

За свою жизнь я уже столько отфотографировал птичек-бабочек-зверушек, очень много фотографировал бесплатно. Можно регулярно услышать, что кого-то я снимал бесплатно. Я стал практиковать это 2 года назад, одним из первых. Просто находил красивых девчонок, ребят, детей и фотографировал. Зачем? Своего рода это рекламный ход, возможность быть узнаваемым.


Скажи, откуда ты черпаешь идеи для своих работ?


Я их ворую. (смеется) Не столько ворую, сколько интернет помогает. Все люди стареют в своих идеях, и очень жаль, что многие останавливаются на чем-то одном. И так приятно, когда приходит заказчик и говорит "У тебя цена такая же, а идеи совершенно другие". В нашем городе много хороших фотографов, но взгляд тех, который был свежим еще 2 года назад, уже не тот. Время идет, а ничего не меняется. В основном черпаю из интернета, из фильмов. Не люблю психоделик, больше что-то патриотическое, военное, люблю мелодрамы.

Когда я стал фотографировать, то сразу сказал: "Я хочу фотографировать классику, я хочу снимать портреты, я хочу вернуть то время, когда люди всей семьей ходили в "Сказку" фотографироваться". Я дал рекламу и пошли люди, может быть молодым это не надо, а вот более старшему поколению — востребовано.


Ты занимаешься спортом?


В шесть лет мама отдала меня в секцию плаванья, и так, до 15 лет я плавал. Я не стал большим плавцом, дошел до взрослых разрядов. Я не полюбил плаванье, но с шести лет был очень закален. В третьем классе, когда все дети спали, я стоял на остановке, ждал автобус и ехал  в бассейн на тренировку. У меня было две тренировки в день в 6 утра и 5 вечера, мама поднимала меня в 5: зарядка, душ по расписанию. Вместе с учебниками у меня всегда лежали плавки, полотенце и мочалка. Благодаря плаванью я до сих пор в форме, только иногда гантели тягаю.


Наверное, это очень помогает в работе. Смотрю, как фотографы бегают туда-сюда, очень активно проходит процесс съемки.

Опять же, повторюсь. Не все фотографы "бегают", да, в городе есть с десяток фотографов, которые действительно работают. Остальные все в развалку, нехотя нажимают кнопку, снимают в одних и тех же местах по нескольку лет подряд. Я перед каждым свадебным сезоном объезжаю город, в поисках новых мест. Мне очень нравится фотографировать в Старом Мариуполе. Не знаю, правда или нет, но мне кто-то сказал, что я открыл эти знаменитые развалины синагоги (прим. автора – возле краеведческого музея). Три года назад я привез туда первую свадьбу, и не знал никого, кто бы там снимал до меня. Сейчас там работают все. Я там больше не фотографирую. Зачем? Мариуполь большой город, здесь много красивых достопримечательностей: техно-стили, заводы, старые домики на Георгиевской, Митрополицкой. Каждый год объезжаю, ищу новые места. Вот и приходится бегать. На свадьбе мы останавливаемся в запланированном месте, делаем несколько снимков и едем дальше, чтобы не уморить людей. Потому что человек главный на свадьбе. Надо не забывать — мы сфера обслуживания. Бывает и так, что фотограф "козырный туз". Он занимает центральное место, портит всем настроение, везде лезет со своей камерой. Это не правильно, обслуживание должно быть качественным и незаметным.


Все-таки, основным направлением являются свадьбы?


Свадьбы, портреты, брачные агентства и вечеринки. Вечеринки мне интересны с точки зрения рекламы, потому что я работаю с потенциальными клиентами. Это будущие женихи и невесты, это девчонки, которые любят себя и любят фотографироваться. Социальные сети подогрели спрос на фотографию, а значит, нужны свежие работы.


Тебя можно встретить на различных мероприятиях?


Да, я часто работаю в направлении "репортажная съемка". В этом году удалось поработать официальным фотографом у Сергея Тигипко. Его приезд был под моим фото-контролем. (улыбается)


Что для тебя важнее хороший фотоаппарат или плохой фотоаппарат и талантливый фотограф?


Однозначно, хороший человек и талантливый фотограф. И это правда. Я снимаю шляпу перед Nikond3 и прочими Nikon-овскими марками. Все хорошо, но без хорошего фотографа нет хорошей съемки.


Давай поговорим о планах на будущее, о мечтах. К чему стремишься?


Во-первых, мы расширяемся. Временно я оставлю это в секрете, но в планах открыть солидную свадебную компанию и шагнуть еще дальше тех агентств, которые имеются в Мариуполе сегодня. Сделать что-то новое? Однозначно! Сейчас очень много людей, которые поняли "а что же это мы деньги не зарабатываем?", работают без какого-либо опыта, предлагают услуги. Три года назад  я занимался организацией христианских проектов, фестивалей, на которые я, как организатор, собирал по 3-4 тысячи человек, мы собирали пол стадиона "Азовсталец". Я не знаю кто проводил у нас такие мероприятия, я занимался только организацией. Двести человек — их надо было накормить, развлечь, поселить, рекламировать. Мы делали много евангелизационных концертов по Мариуполю, с приездом многих звезд. Это было на "христианском" уровне, но никто не знает, что мы можем делать это в светской жизни. Уже придумано название, но оно пока останется в секрете. А вот время все откроет и покажет. Не думаю что мы что-то "взорвем" в Мариуполе. Просто купим людей другим — своим отношением.


В заключении, что пожелаешь молодым фотографам и вообще всем?


Уважать взрослых. Стариков, старшее поколение, чаще звонить маме. Развиваться. Потому что мальчиков, бегающих с фотоаппаратом по городу много, а вот останется ли их столько же через 10 лет — большой вопрос. Всем, кто начинает сегодня, хочу пожелать остаться таким же востребованным через несколько лет, потому что в Мариуполе это большая редкость.


Мы благодарим Артема Хармышева за увлекательную беседу и желаем успехов в дальнейшей работе!


Интервью: Роман Арих, Мария Жданова

Фото: Максим Литвинов

Комментарии (0)

Чтобы добавить комментарий, необходимо