Секрет № 1: мы должны выбирать себе не работу, а босса, чтобы он был заинтересован в нашем карьерном развитии. Это правило давно известно в научных кругах, где аспиранты при выборе темы исследования в значительной степени ориентируются на личность научного руководителя и круг его интересов, на его манеру работы с аспирантами и характер отношений с коллегами. Такая практика считается нормой и никому в голову не приходит усматривать в этом нечто особенное.
При поступлении на работу собрать сведения о будущем начальнике непросто. Если вам не удалось встретиться с вашим шефом до принятия решения о трудоустройстве, важно сделать это в самые первые дни.
До встречи неплохо бы подумать, кем вы являетесь в настоящий момент, кем бы хотели стать и что вы можете получить от этой компании. Необходимо понять - насколько это зависит от вашего непосредственного начальника.
Постарайтесь развить в себе правильный подход к отношениям с руководителем. Все мы находимся на рынке труда и занимаемся презентацией себя как продавца собственных услуг. Этот процесс непрерывный, и наша стоимость в основном зависит от оценки нас клиентами, главным из которых является наш непосредственный шеф.
Все мы, в каком бы бизнесе ни работали, должны обладать способностью определять потребности нашего первичного клиента и удовлетворять его запросы на самом высоком уровне. Это и есть секрет успеха № 2.
Как удовлетворить клиента.
Итак, независимо от того, кем вы являетесь и что делаете, вы работаете с клиентами: начиная от линейного руководителя и заканчивая заказчиками ваших услуг. При этом степень удовлетворенности того, с кем вы взаимодействуете, определяет ваш статус в организации и размер заработной платы.
Можно выделить несколько уровней удовлетворения клиентских потребностей.
1 уровень: выполнение ожиданий клиента. Необходимо своими действиями демонстрировать, что никто не сможет удовлетворить его ожидания лучше, чем вы. Это предполагает, что вы должны достичь некоторой уникальной компетентности в своей сфере.
2 уровень: превышение ожиданий. Таким образом, вы превращаете своих клиентов в приверженцев вашей компании.
3 уровень: партнерство с клиентами. Вы думаете об интересах своих партнеров как о своих собственных, вносите предложения, которые способствуют развитию их бизнеса и повышению его прибыльности. С другой стороны, вы становитесь для своих клиентов экспертами в определенной области. Постоянно развиваясь, вы завоевываете статус уникального специалиста и повышаете собственную стоимость на рынке труда.
Таким образом, одной из главных задач является умение перевести отношения со своим клиентом из обслуживающих в партнерские. Поэтому секрет № 3: найдите своего клиента и создайте условия для его признательности вам как партнеру по совместной деятельности.
Как удовлетворить босса.
Вспомним же о том, что наш главный клиент на работе - наш босс. Если вы убеждены, что начальник - это стихийное бедствие, с которым необходимо мириться, то ваши дни на работе горьки и безрадостны. Карьера в этом случае не может быть успешной. Поэтому вновь и вновь вы будете в поисках нового идеального места работы. Если же вы сумеете построить хорошие отношения со своим начальником, вам будут открыты многие пути.
Главное - понять правила игры: "что такое хорошо и что такое плохо" в данной компании. Если даже на предыдущей работе вы привыкли делать что-то иное, если вам кажется, что некоторые вещи делаются неверно, - это не имеет особого значения. Ваш шеф будет оценивать вас по собственным критериям, и если вы их не поймете и не примете, то, скорее всего, вы в компании надолго не задержитесь. Если же вы планируете карьерный рост и хотите зарабатывать приличные деньги, необходимо попасть на "волну" босса, понять его ожидания относительно вас.
Возможно, первым шагом будет открытый разговор с шефом. Важно обсудить и знать точно, каков круг ваших должностных обязанностей и каким образом будет измеряться результат. Секрет № 4: начните прямо сейчас качественно продавать свои услуги с учетом запросов потребителя!
Факторы успеха.
В одном из исследований Гарвардского университета было выяснено, что в каждой работе есть наиболее значимые параметры, так называемые критические факторы успеха или ключевые компетенции. По ним обычно определяют эффективность и успешность тех или иных действий работника.
Секрет № 5 заключается в умении выделить факторы успеха в вашей работе и время от времени оценивать себя по ним. Например, в работе управленца этими факторами является выполнение таких функций, как планирование, администрирование, работа с персоналом, делегирование, контроль, бюджетирование, анализ, коммуникация. Фактически проблемы в карьере менеджера начинаются с того, что он является некомпетентным и неэффективным в одной или более значимых областях.
Выявление ключевого навыка, недостаток которого вы испытываете, и немедленное его развитие - залог конкурентоспособности. Босс, коллеги, друзья могут стать вашими помощниками в поисках ответа на этот вопрос. Хорошо, если вы открыты для получения обратной связи, в том числе и критической.
В практике самоменеджмента рекомендуется время от времени спрашивать себя: если бы я не делал сейчас то, что делаю, начал бы я это делать сегодня снова? Как только вы решаете, что хотели бы работать в другом месте, вам надо определиться, в каком именно и искать это место. Если же вы решаете, что ваша нынешняя работа соответствует вашим ожиданиям, но карьера движется не совсем так, как вам хотелось бы, попробуйте проанализировать, что делают люди, у которых карьера складывается, на ваш взгляд, успешнее? Спросите об этом других. Узнайте и проанализируйте писанные и неписанные правила вашей компании, по которым судят о хорошей работе.
Вполне возможно, что вы не умеете презентовать свои достижения. Недостаточное продвижение, как правило, связано и с неудовлетворяющей вас оплатой труда. Поговорить об этом с боссом не только можно, но и необходимо. Однако вам трудно будет вести переговоры, если вы не смогли выполнить условия, о которых ранее договаривались. Вам необходимо доказать, что ваш труд приносит компании увеличивающуюся прибыль, и что, если вы уйдете, на подготовку нового специалиста компания затратит гораздо больше времени и средств.
Если же размер оплаты вашего труда не возрастает, это некоторый критерий того, что вы что-то делаете не так. Спросите босса, какие дополнительные знания и навыки надо развить, чтобы получать большую зарплату.
Секрет № 6: необходимо как можно раньше понять, что есть работы, у которых может быть большое будущее, а есть такие, у которых никакого будущего нет, и есть видимый потолок. Поэтому если вы хотите сделать карьеру, то работа в небольшой компании может дать вам статус, а может привести к потере времени; в крупной компании больше возможностей для роста, но и выше конкуренция.
В чем ваша ценность?
Многие думают, что если они находятся на работе определенное время и даже сверх него, то им уже за это должны платить больше. Человек, который начинает карьеру в новом бизнесе, обязательно работает больше других, хотя бы потому, что ему необходимо войти в предметную область и обрести те же конкурентные преимущества, какими владеют давно работающие здесь сотрудники.
Но быть, как все, то есть владеть теми же навыками, что и большинство коллег, - этого мало для успешной карьеры. Секрет № 7: побеждают те, кто имеет определенную стратегию собственного развития. Она может заключаться в том, что вы лучше других станете делать что-то, что не делает никто, но компании это необходимо.
Часто, когда кто-то делает успехи в работе, люди вокруг него обвиняют этого человека в карьеризме или же считают его просто удачливым. Но удача обычно рукотворное дело. Сознательно осуществляя вещи, которые увеличивают ваши возможности, вы придете к тому, что станете человеком, который оказался в нужное время в нужном месте с нужными профессиональными и личными ресурсами. Ваши знания приобретут ценность и существенно увеличат ваш результат, если вы умело ими распорядитесь. Главное - ориентация на результат, то есть планируемые показатели успешности вашей деятельности. Умение брать на себя ответственность за свою судьбу, карьеру - это и есть секрет № 8.
Каждый из нас - хозяин собственного бизнеса.
В Америке популярна концепция, что каждый нанимаемый и работающий человек выполняет те же функции, что и большая компания. Только он одновременно является и президентом компании, который думает о стратегии и долгосрочных результатах, и продавцом своих услуг, и маркетологом, изучающим рынок, проводящим презентации и PR-акции для продажи себя на рынке труда, а также бухгалтером, который ведет учет расходов и прибылей и т.д.
Есть некоторые люди, которые, куда бы ни попали, никак не могут найти интересное дело. Они всегда действуют так, будто делают кому-то одолжение. К сожалению, у таких людей ни в одной организации нет будущего, поскольку они считают, что работают на кого-то, а не на себя. Говорят, это и есть главная отличительная особенность отечественных работников по сравнению с американскими.
Секрет № 9: как президент вашей собственной компании вы полностью ответственны за каждый аспект вашего бизнеса.
И, наконец, для успеха бизнеса вы должны научиться деликатно или решительно отказывать или настаивать в ситуациях, когда этого требуют ваши интересы и интересы дела. Умение правильно себя поставить и позиционировать в профессиональной среде - это и есть секрет № 10. Удачи!