Каппадокия — одно из немногих мест на планете, которое дарит ощущение нереальности. Попав сюда впервые, испытываешь натуральный шок. А что еще можно почувствовать, оказавшись на другой планете? Здесь все не так, здесь все иначе. Пейзажи в этой части Центральной Турции словно сошли с полотен самых смелых сюрреалистов.
Для того чтобы испытать наиболее сильное потрясение, стоит въехать в Каппадокию в темное время суток. Представьте себе в неверном свете фар странные конусообразные объекты терракотового цвета величиной с многоэтажный дом. Контраст терракоты, теней и света фар на фоне угольно-черного неба и мириад звезд создает настоящий театральный эффект, сбивает с толку и будит воображение. Хочется отрешиться ото всего и просто смотреть. По форме эти необычные объекты очень похожи на башенку, которую слепил ребенок, играя на речном берегу, причем не пригладил ее, не обмазал ладошками, а кидал одну за другой пригорши мокрого песка, и получились горки. Когда они засохли, малыш-выдумщик проделал невероятное количество маленьких пещерок и окошечек разного вида и на разной высоте. И конусов таких — до горизонта!
Этот почти марсианский ландшафт матушка-природа начала формировать более пяти миллионов лет назад. При извержении двух мощных вулканов лавой в избытке залило огромную территорию. Дальше трудились ветер и вода, вытачивая каньоны, скалы и диковинные скульптуры. Затейливые формы рождались за счет эрозии отличающихся по твердости пород — туфа и базальта. В наши дни в кратере одного из потухших вулканов образовалось изумительное по красоте озеро.
В Каппадокии немало точек, с которых можно обозревать окрестности. Например, Башня-наконечник в Учхисаре — первый в мире «небоскреб». С нее любопытно посмотреть на белоснежные песчаные дюны. То есть вам покажется, что песчаные, в действительности они из камня. Удивительный, сказочный пейзаж, пожалуй, один из самых ирреальных в Каппадокии. Со смотровой площадки в Гёреме открывается вид на долины со скальными конусами и пирамидами, напоминающими большие термитники, пронизанные замысловатыми ходами и пещерками. Еще одна смотровая площадка — в городе Юргюп. Отсюда, с высоты 1000 метров, разворачивается потрясающая панорама практически всей Каппадокии.
Недалеко от Зельве находится долина Пашабаг с «Каминами фей» — так турки поэтически нарекли самые причудливые образования Каппадокии. Взору изумленного туриста предстают отдельно стоящие экзотичные конусообразные скалы, увенчанные каменными блинами или шляпками наподобие грибных. Пашабаг еще называют Долиной монахов из-за нахлобученных на высокие столбы черных базальтовых капюшонов. Хотя настоящие монахи здесь действительно жили, и даже есть мнение, что Симеон Столпник сидел на своем столбе именно в этом месте.
Ихлара, 15-километровый каньон, появившийся благодаря реке Мелендиз, — это тоже часть необыкновенной, восхитительной и дикой красоты Каппадокии. Скалы, меняющие свой цвет в зависимости от освещения, кажутся разрезанными гигантским ножом метров на 150 в глубину. Нечто подобное можно увидеть в районе Большого каньона в Аризоне. Но где Америка и где Турция!
Веками над обликом Каппадокии трудились сначала природа, а потом и человек. Каппадокийская земля была обитаема еще в незапамятные времена. Упоминание о ней мы можем найти в Ветхом Завете. В конце первого тысячелетия сюда пришли ранние христиане, искавшие убежища от противников новой зарождавшейся религии. Они создавали целые поселения в мягких горных породах. Ни одного прямого угла, ни одной ровной стенки — все сглажено, скошено. Сейчас недалеко от современной деревни Гёреме действует самый большой в мире музей под открытым небом. Как гласит легенда, число церквей, выдолбленных в скалах, равнялось 365 — по количеству дней в году (по другим сведениям их было около 600). В наши дни для посещения открыто около 30.
Фрески внутри храмов неплохо сохранились, что обусловлено влагонепроницаемостью туфа и своеобразной техникой росписи — не по штукатурке, а прямо по камню. Одна из четырех самых знаменитых церквей — Каранлык Килисе, или Темная церковь. Это название объясняется очень просто — внутри царит постоянный сумрак. Лишь через небольшое отверстие над притвором, появившееся из-за частичного разрушения храма, пробивается немного света. Благодаря тому что он почти отсутствует, настенная живопись уцелела практически в первозданном виде.
Кроме скальных церквей неподалеку от города Невшехир для публики открыты два подземных города. Они имеют по восемь — десять этажей-ярусов и спускаются под землю на 40 с лишним метров. Узкие лазы и переходы, туннели, колодцы и вентиляционные шахты, жилые комнаты и склады для провизии — все было прорыто вручную в породах туфа, легко поддающихся обработке. Лабиринты кажутся таинственными и запутанными, но заблудиться в них невозможно: коридоры и перекрестки снабжены подсветкой и самыми подробными указателями, а система вентиляции работает так же хорошо, как и около 2000 лет назад. Но самое приятное, конечно, то, что в стужу под землей тепло, а в жару прохладно.
По мнению бывалых путешественников устать можно от любых впечатлений: и от сказочно прекрасного моря, и от живописных гор, но от Каппадокии устать невозможно. Слишком уж фантастична и невероятна природа этих мест.