Помните, как раньше, в детстве, все мы задавались вопросами: кто круче?... Сильвестр Сталлоне или Арнольд Шварценеггер, Терминатор или Робокоп, Бэтмэн или Супермэн… Мы становимся старше, а вопросы тоже меняются, но суть остается. Что круче: СУ-37 или F-22 Raptor? Советский монстр или Американский хищник… Давайте попробуем, если не разобраться, то хотя бы поверхностно взглянуть на этот вопрос.
Год 1989, инженеры из ОКБ им. П.О. Сухого и ОКБ им. А. М. Люльки с привлечением ряда институтов и других организаций, в том числе французской фирмы "Секстан авионик" разработали один из самых грозных и совершенных истребителей современности – СУ-37 (хотя изначально он планировался всего лишь, как модификация СУ-35).
СУ-37 – это одноместный многофункциональный истребитель, самым известным достоинством которого является сверхманевренность, не имеющая аналогов среди серийных самолетов. Его сердце – это двигатель АЛ-31ФП с двигающимися в вертикальной плоскости соплами и механизмом поворота. При создании этого двигателя был разработан комплекс мероприятий по снижению его инфракрасной видимости на бесфорсажном режиме, который может быть внедрён в серийное производство по желанию заказчика. АЛ-31ФП имеет ограничение в 1000 часов до первого ремонта и 250 часов до замены поворотного сопла (хотя планируется увеличить этот показатель до 500). Движок способен развить тягу на полном форсированном режиме до 12500 кгс. Это, в свою очередь позволяет развивать нашей СУ-37 скорость в 2500 км/ч.
В отличие от своих предшественников он оснащен цифровой (а не аналоговой) электродистанционной системой управления (ЭДСУ) с наивысшими показателями надежности. Для этого разработчики предусмотрели четырехкратное резервирование в продольном канале и трехкратное в боковых каналах управления; также все вычислители работают параллельно.
Система управления всего истребителя сконцентрирована на одной ручке, которая отвечает за повороты всех рулевых поверхностей и сопел двигателя. На автоматическом же уровне, истребитель способен ограничивать перегрузки (не упуская из вида вес и режим полета) и выводить самолет из штопора. Все это в свою очередь и обеспечило самолету его легендарную маневренность, а пилоту позволило не задумываться об углах атаки и перегрузках.
СУ-37 в отличие от своих предшественников может развернуть фюзеляж на угол до 180 градусов и удерживать его в таком положении время необходимое для пуска ракеты. Высший пилотаж, никогда не был настолько высшим. Демонстрация способностей СУ-37 на мировых выставках способна вызвать шок.
Истребитель впервые явил миру маневр “ Чакра Фролова” (названного так в честь Евгения Фролова – пилота исполнившего его), который заключался в том, чтобы сделать полный оборот в плоскости тангажа (угол между продольной осью самолета и горизонтальной плоскостью). Еще на этот кульбит способен только СУ-30МК.
Также самолет совершает форсированный боевой разворот (изменение направления полета на 180 градусов с одновременным набором высоты). “Кобру” с углами атаки 150-180 градусов (фигура, которая позволяет выпускать ракеты вверх или назад). “Колокол” с возможностью переворота (самолет направлен носом к верху на нулевой скорости, а хвост находится в движении), который делает истребитель почти незаметным для доплеровских радаров и ракет с радиолокационным наведением на цель. Этот список еще можно продолжать очень долго, так, что не будем особо останавливаться на этом.
Для выполнения боевых задач СУ-37 использует усовершенствованный радиолокационный прицельный комплекс, способный обнаруживать и “держать на мушке” 20 воздушных целей с эффективной поверхностью рассеивания 3 квадратных метра. Простыми словами, “молоко” при стрельбе составляет 3 метра квадратных с вычетом поперечной площади самолета противника. Обнаружение воздушной цели происходит на расстоянии в 140-160 км в передней полусфере (фронт) и 30-50 км в задней полусфере (тыл). При этом истребитель может вести обстрел 8 целей одновременно. Дальность обнаружения наземных целей составляет примерно 130-170 км.
Однако кроме острого зрения эта птичка имеет в запасе еще и продвинутые оборонительные системы, которые условно можно разделить на пассивные и активные. К первым относятся станции радиотехнической и инфракрасной разведки нового поколения, система предупреждения о радиолокационном облучении противником. Ко вторым: системы подавления, работающие в оптическом и радиолокационном диапазонах, автомат выброса дипольных отражателей и инфракрасных ловушек.
Ну а теперь о самом сладком. Арсенал СУ-37 включает в себя стрелково-пушечное вооружение, неуправляемое и управляемое ракетное класса “воздух-воздух” и “воздух-земля”, а также бомбардировочное.
Под своим правым крылышком истребитель прячет встроенную автоматическую скорострельную пушку с калибром 30 мм типа ГШ-301 и боекомплект на 150 патронов. Ее жертвы – это легкобронированные и легкоуязвимые наземные, надводные и воздушные цели. Пулемет оснащен системой устранения осечек, с помощью дополнительного запала.
Ракеты и бомбы же размещаются в 12 местах: 6 – под консолями крыла, 2 – под законцовками крыла, 2 – под гондолами двигателей и 2 – под центропланом между мотогондолами.
Самолет может быть вооружен управляемыми ракетами средней дальности Р-27 класса “воздух-воздух” в количестве до 8 штук, с радиолокационными головками самонаведения: Р-27Р (дальностью до 80 км) или Р-27ЭР (130 км); или тепловыми головками самонаведения: Р-27Т (от 3 до 70 км), Р-27ЭТ (до 120 км). Или десятью ракетами средней дистанции РВВ-АЕ с радиолокационными головками самонаведения. Либо же, шестью ракетами ближнего маневренного боя Р-73 с тепловым самонаведением. Вероятность поражении цели последними составляет 60%, а максимальная скорость больше 2500 км/ч, дальность составляет 20 или 40 км, в зависимости от модификации.
Боевой радиус действия СУ-37 колеблется в пределах 800 км.
Все вышеперечисленное позволяет этому истребителю вести воздушный бой; совершать атаки наземных целей не входя в зону ПВО противника; летать на малой высоте с облетом препятствий; противодействовать радиоэлектронным и оптико-электронным средствам противника.
Казалось бы, у этого хищника достойных противников в небе не должно быть, однако не забывайте, в каком мире мы живем, действие равно противодействию. И оное вылилось в создание американского F-22 Raptor. Проигрывая в маневренности и вооружении Тридцать Седьмому, Двадцать Второй делает его в скорости, имея сверхзвуковую крейсерскую скорость (скорость, при которой достигается наименьший расход топлива).
Однако на этом его преимущества не заканчиваются. Раптор заслуженно носит звание “стелс”. По оценкам, его минимальная ЭПР в курсовой плоскости составляет всего лишь 0,1 квадратного метра. Это было достигнуто благодаря малоотражающим формам истребителя, поверхности которого строго ориентированы в нескольких направлениях, а также благодаря применению радиопоглощающих материалов и покрытий.
Очевидно, что этот игрок – отличный разведчик. F-22 годится так же для ведения радиоэлектронной разведки. Совершенные датчики его оборонительного комплекса позволяют собирать и анализировать информацию о различных наземных радиолокационных станциях.
Скоростью Раптор обязан двум двигателям Pratt & Whitney F119-PW-100 способным развивать тягу до 15800 кгс. Плоские сопла имеют неподвижные боковые стенки и подвижные верхние и нижние панели, предназначение которых - регулирование площади поперечного сечения сопла и отклонения вектора тяги по тангажу на +-20 градусов. Однако в отличие от СУ-37 они отклоняются только синхронно, что не позволяет использовать управление по крену (поворот вокруг продольной оси).
Раптор способен засечь крупный воздушный объект на расстоянии 270-300 км, крылатые ракеты -150 км; наземные подвижные цели - до 70 км. Если попасть в зону видимости на расстоянии менее 18 км, осуществляется автоматический захват объекта и последующее удержание его “на мушке”. Количество одновременно сопровождаемых целей более 20, однако это может быть недостоверной информацией, в таком случае лимит Раптора - 20.
Вооружение F-22 – это встроенная пушка Мб 1А2 калибром 20 мм и с боекомплектом на 480 патронов, находящаяся в правом крыле. Для сохранения скорости и невидимости, в не боевом режиме порт пулемета закрывается створкой. В центральном грузоотсеке могут размещаться 4 ракеты AIM-120 AMRAAM класса "воздух-воздух" средней дальности с боеголовками радиолокационного активного самонаведения, или 6 усовершенствованных ракет AIM-120Cдальностью от 50 до 150 км (в зависимости от модификации). В боковых отсеках размещаются 2 ракеты AIM-9M - управляемая ракета класса “воздух—воздух” с инфракрасной головкой самонаведения.
Одной из главных проблем F-22 является бафтинг (резкие и неустановившиеся колебания хвостового оперения, вызванные аэродинамическими импульсами от струи воздуха за крылом).
Подведя итог, ничего конкретного о противостоянии этих двух гигантов сказать нельзя. То есть можно конечно поставить в воздушном бою на СУ-37, и ставка скорее всего будет выигрышной, однако, где гарантия, что сверхбыстрый и незаметный Raptor не уничтожит своего соперника еще до начала схватки…
Конечно можно было бы еще поразмышлять над противостоянием СУ-47 и F-35 (следующие модели в линейке), однако это еще экспериментальные разработки, и очень многое о них неизвестно.