Электронный журнал о жизни и путешествиях


Тенденция: от кареты до автомобиля и обратно?

Авто

by ShaDeRzz 8079 views 0

Тенденция: от кареты до автомобиля и обратно?

Трудно было себе даже и представить, что композиция и архитектура конного экипажа еще хотя бы раз послужат прогрессу автомобильного дизайна.

В отношении итальянского автомобильного дизайна давно сложился некий стереотип, и «итальянская линия» (italian look), в самом деле, чаще всего объясняется художественными и культурными традициями страны. Кроме того, истоки этого стиля усматриваются в особом даре итальянских кузовщиков творить на чистой интуиции, а также на их умении легко играть на национальном пристрастии к карнавальному эпатажу.

 

Карета для официальных выездов. Использовалась Наполеоном во время визита в Милан в 1804 г.

Любопытно, что на эмблемах многих итальянских кузовных ателье изображена корона. В этом видится и символ качества и наглядное отражение исторической традиции, когда страна состояла из десятков городов-государств (Генуя, Флоренция, Болонья, Милан и т.д.) и совсем небольших герцогств (Модена, Парма и др.). Единой Италия стала в конце XIX века, а спустя пятнадцать лет был изобретен автомобиль. Однако, несмотря на то, что и Италия и автомобиль росли как бы вместе, «итальянская линия» в мировом дизайне сформировалась довольно поздно — лишь в 50-е годы. Это не удивительно, ведь до второй мировой войны самым распространенным в стране оставалось ремесленное производство. В мелких мастерских, разбросанных по центральной и северной части Италии, изготавливали мотоциклы, автомобили и даже самолеты. Но во все времена не было равных итальянским carrozzieri — кузовщикам.

Известный исследователь автомобильной истории граф Карло Бискаретти ди Руффия (C.Biscaretti di Ruffia), занимаясь этимологией слова carrozza, усмотрел его корни в латинском carruca. Это дало ему основание утверждать, что первый конный четырехколесный экипаж с деревянным кузовом появился именно в Италии, а не в Венгрии, как утверждалось ранее. Об этом же свидетельствовали и документы середины XVI века, сохранившиеся в городском архиве Вероны, и образцы ранних экипажей, представленные в экспозиции французского музея Клуни (Cluni). Рассматривая первые итальянские экипажи, не трудно заметить, что подлинное мастерство каретников из Милана и Турина по-настоящему раскрылось лишь к XIX веку. Тогда же была создана и гильдия кузовщиков. В гильдию входили ведущие мастера Италии: Джованни Боскетти (D.Boschetti), Марчелло Алессио (M.Alessio), Чезаре Сала (C.Sala) и знаменитый Джакомо Прельяско (G.Pregliasco) из Турина, известный своими экипажами для Марии Кристины Бурбонской и Савойской династии.

Трудно было себе даже и представить, что композиция и архитектура конного экипажа еще хотя бы раз послужат прогрессу автомобильного дизайна. В самом деле, в последний раз каретные мотивы заимствовались автомобильными стилистами, пожалуй, в конце 30-х годов прошлого века, а технологии и того раньше. Затем приоритеты скорости и массового производства, как казалось, окончательно наложили табу на патриархально-статичные формы экипажей. И вот в начале XXI века дизайнеры фирмы Isuzu продемонстрировали, что ничто не забыто, и мотивы тяжелой дорожной кареты были снова положены в основу архитектуры концепта GBX. Gear Box — первый из трех автомобилей, с которыми фирма Isuzu собирается в очередной раз предпринять попытку экспансии в один из самых перспективных секторов автомобильного рынка Нового Света — SUV.

В чем же сходство современного внедорожника и кареты? Естественно, что оно довольно формально и затрагивает лишь образ. Лучше всего идея видна на рабочем эскизе дизайнера Стива Дженниса (Steve Jennes), фоном для которого служит тяжелая дорожная карета середины XIX века. Так же, как и у нее, «коробка» пассажирского салона даже имеет иную кривизну боковины в плане, которая более выпукла, нежели у переднего и заднего крыла. Зрительная автономность салона усилена также и его каркасом, который по нынешней моде выглядывает на поверхности и раздражает глаз автомобильных эстетов контрастными по отношению к основному кузову цветом и фактурой. Еще, пожалуй, откидные подножки — то же, как и у карет. Все, на этом формальные аналогии исчерпаны, и вся остальная пластика просто «купается» в популярном «техно» с его загеометризованным формообразованием и жестко-функциональной деталировкой. Правда, пожалуй, еще размер. Высота автомобиля без малого два метра, что вкупе с грубовато брутальной пластикой также формирует образ давно вымерших дорожных гигантов, что запрягались четверней или шестеркой цугом.

Автомобиль придумывали в студии Isuzu America Лос-Анджелеса, под контролем японского Дизайн-центра фирмы, а его интерьер и постройку демонстрационного макета осуществила фирма IDS, являющаяся калифорнийским отделением знаменитой фирмы ITALDESIGN GIUGIARO S.p.A. Столь именитый состав авторов можно объяснить тем, что с 1993 г. фирма молчала, и ее последний концепт XU-1 успели подзабыть. Требовался энергичный прорыв, для которого был назначен и новый шеф дизайна Наоюки Акаши (Naoyuki Akasci). Новый шеф — новые идеи и новые лозунги. Например, Акаши сразу заявил, что прототип он понимает как анализ и представление новых идей, направленных на конкретный рынок. Причем, по его мнению, должна быть обеспечена возможность реализации основных новаций прототипа в самое короткое время. Посмотрим на концепт в этом аспекте. Кому предназначен этот автомобиль? Ну, конечно же, активной части молодежи, для которой «экстрим» — это не страх и ужас, а просто образ жизни. И тогда становится понятна аналогия и с тяжелой дорожной каретой и опасными путешествиями в далеком прошлом, и с современным рюкзаком, в многочисленных удобных кармашках которого можно расположить все необходимое. Или почти все, ибо в машине есть даже багажник под передними сиденьями, куда влезает широкая лыжа для спуска с гор, а крыша способна выдерживать тяжеленную поклажу. Задняя дверь вообще диковинна. В ней есть еще одна — поменьше, в полости которой расположены пять (!) специальных боксов с крышками для мелочей и инструмента. Все сиденья укреплены на продольных рельсах и могут сдвигаться и раздвигаться. А задняя пара кресел легко вынимается и складывается, превращаясь в некое подобие плоских кейсов с удобными ручками для переноски их в гараж.

Надо отметить, что при всей своей оригинальности концепт легко идентифицируется как Isuzu и несет в своем дизайне фирменные черты компании, которые уже были замечены в серийной продукции и еще больше проявятся в апреле 2002 г., когда в продажу пойдет модель Axiom. Что же касается каретных аналогий, то их перспективность неожиданно подтвердилась еще одним японским концептом — Nissan Alfa T, который хотя и представляет собой полноразмерный «трак», имеет аналогичную Isuzu архитектуру кузова. Пассажирская кабина в Alfa также композиционно автономна и напоминает каретный кузов, плавно покачивающийся на огромных спицованных колесах. Тенденция?


Автор: Никита Розанов

Комментарии (0)

Чтобы добавить комментарий, необходимо