Мы так привыкли к свету в доме, что воспринимаем его как непременную часть домашней обстановки, а точнее, почти не замечаем, до тех пор, пока не произойдет его аварийное отключение. И тогда: Ну, дальше ясно, что не только невозможно почувствовать домашний комфорт, но и двигаться-то затруднительно.
Но, помимо условия, необходимого для жизни, свет, оказывается, еще и мощный декоративный инструмент. Дизайнеры, работающие над созданием светильников, называют их 'световыми объектами', тем самым, подчеркивая их близость к современному искусству.
За последнее время можно выделить несколько тенденций: во-первых, традиционные, ставшие уже респектабельной классикой, модели светильников по-прежнему популярны, а во-вторых, в создании новых моделей все чаще используются инопланетные мотивы. Дизайнеры изобретают орбитальные станции, дирижабли и летательные аппараты, которые на поверку оказываются необычной формы источниками света.
Еще одна тенденция: современные светильники срастаются с мебелью, пристраиваются к зеркалам, полкам и стенам. И, если точечные потолочные светильники уже отходят в прошлое, то напольные в разных вариантах становятся все более популярными.
В минималистских интерьерах на первом плане стоит функциональность лампы. Такие светильники отличают вытянутые пропорции, небольшие малозаметные абажуры и привычные материалы - хромированный металл, алюминий, для абажуров - хлопок и опаловое стекло.
Из технологических новинок можно отметить лампу-свечу, внутри плафона которой, имитирующего обычную восковую свечу вставлена тонкая галогенная лампочка. Такая 'вечная' свеча дает мягкий интимный свет и не плавится.
Светильником сегодня может стать и хитросплетение никелированных проводов и даже обычных веток дерева со спрятанными в 'чаще' лампочками.
Еще одна дизайнерская идея - плафон в форме капли с подвеской. Плафон муранского стекла из Венеции необыкновенно красив сам по себе, а подвеска в виде кисточки делает его отдаленно похожим на китайский фонарик.
А если из муранского стекла сделать сами подвески, то эти стеклянные кристаллики создадут необычную игру цветного света. Подобные светильники делали и несколько веков назад, об этом удачно напоминает бронзовая стойка, тонированная под старину.
И хрустальная классика по-прежнему актуальна. Но современные светильники не являются доскональным воспроизведением антикварных люстр, они разработаны дизайнерами с учетом сегодняшних технологий и законов классического стиля. Главная особенность которого - роскошное сочетание изящных форм люстр и искрящегося света, преломленного многочисленными гранями хрусталя.
В дизайне люстры, представленной на фото, использован принцип перевернутых рожков и подвесок, а вся люстра целиком напоминает сверкающий каскад воды.
Необычный потолочный светильник на следующем фото тоже произведен мастерами из Мурано, в нем цветной хрусталь сочетается с позолоченной бронзой. Несимметричность формы, витые стебли, ажурные листья и прозрачные, как будто налитые соком, хрустальные ягоды - все создает впечатление легкости и изящества.
Светильник в виде канделябра со свечами является ярким примером сочетания форм века XVIII с технологиями XXI. В нем для полной имитации 'свечного' света электромагнитный импульс заставляет лампочку мерцать каждые 20 секунд, создавая эффект живого пламени.
В современных классических интерьерах благородная простота форм сочетается с красотой натуральных материалов: дерева, дорогой кожи, бронзовой фурнитуры, мрамора или стекла. Модная тенденция использования меха в интерьере не обошла стороной и дизайн светильников. Но обратите внимание, как гармонично выглядит бело-рыжая шкура в сочетании с качественно выделанной кожей и матовым, кремового цвета абажуром.
Вообще, в создании абажуров для современных светильников большая роль принадлежит японцам, научившим европейцев искусству оригами. Теперь плафоны сворачиваются и складываются из тонкой фанеры, бумаги, стали. Японцы же привнесли плиссированные и гофрированные поверхности. А материалы становятся все изощреннее: металлический абажур оказывается резиновым, а жатый с виду пластик - ровной тканью.
Часто абажуры желают из тивека - материала, похожего на бумагу и пластик одновременно. Из него, как из бумаги, можно вырезать любые фигурки и орнаменты, но как пластик, он не рвется и не плавится.
А можно вообще отказаться от лампочки - надо только заполнить светящимся в темноте природным газом стеклянный абажур или тонкую трубку, например, как у светильника на фото. Этот нежный и на вид хрупкий предмет, не только дает необычный рассеянный свет, но и является оригинальной деталью декора в интерьере.
Теперь есть даже лампы, которым не нужен выключатель - они реагируют на прикосновение. Могут включаться и выключаться, менять окраску за счет встроенных цветных фильтров, раскрываться и закрываться как лепестки цветка.
Теперь светильники как будто повисают в воздухе, маскируя провода, создают 'световые стены' из направленных потоков света, таким образом можно зонировать пространство. То есть, свет к своей утилитарной функции освещения, давно добавил декоративную составляющую, а теперь еще и стремиться моделировать пространство. Надо заметить все это ему замечательно удается.
Странными формами и расположением светильников теперь уже никого не удивишь, следующим логическим шагом в развитии станет использование интернета, оптического волокна и автономных миниатюрных источников энергии. Тогда лампочки смогут 'плавать' в воздухе, а управление светом будет происходить дистанционно.
Подождем и увидим, какие еще сюрпризы нам преподнесут новые технологии и вечный волшебник - свет.
Автор Сомова М.