Официально кинопрокатный год у нас начинается 1 декабря, но пока не усядется новогодний угар «Обитаемого острова» и иже с ним, говорить о настоящих новинках наступившего 2009 года не приходится. Потому на самом деле прокатный год начинается по календарю 15 января, когда дуплетом выходят первые широкопрокатники.
Представят же они собой типичный суповой набор зимне-мартовского периода — задержавшиеся заокеанские релизы пополам с предоскаровскими премьерами, слегка разбавленные ожидаемо нечастыми, зато заметными отечественными фильмами. Сначала вперёд вырвутся заокеанские соперники — нуар-кинокомикс Фрэнка Миллера «Мститель», комедия с Джимом Керри «Всегда говори да», а также оскаровские драмы «Подмена» Клинта Иствуда с Анжелиной Джоли и «Семь жизней» с Уиллом Смитом.
22 же января вовсю оттянется отечественный кинематограф. Вызывающая дебаты задолго до часа икс премьера проекта «Самый лучший фильм 2» обещает такие неиллюзорные трения с публикой, что в подобном окружении рискнули стартовать только средне- и узкопрокатники, как наши, так и зарубежные. А пойдёт ли на это всё зритель, как в прошлом году, или проект ждёт долгожданный провал с треском, скоро узнаем, ждать уже недолго.
Первая по-настоящему посленовогодняя громкая заокеанская премьера ждёт нас таким образом только ближе к февралю. Так, 29 января громыхнёт исторический боевик «Операция "Валькирия"» с Томом Крузом в главной роли, который разыграет для нас историю реально произошедшего, хотя и безуспешного покушения на Гитлера и соответствующего заговора среди немецкого генералитета.
Подыгрывают фильму более узкопрокатные, но не менее интересные проекты — ещё одна оскаровская драма «Дорога перемен» с Кейт Уинслет и Леонардо ди Каприо, а также свежий проект Гая Ритчи «Рок-н-рольщик», в котором британский режиссёр, расставшийся с Мадонной, спешит вернуться к своим корням — жанре незамутнённой арт-криминальной истории с Джерардом Батлером в главной роли и могучим саундтреком в качестве бонуса.
Февраль рассупонится в том же боевом построении. Возглавляет его заранее неоднократно обруганный отечественный проект «Возвращение мушкетёров» — Георгий Юнгвальд-Хилькевич, режиссёр всех без исключения отечественных «Мушкетёров», решил вернуться в строй, и что из этого вышло. Как это обычно бывает с нашим кино, сомнений больше, чем надежд.
Парируют нестареющему д’Артаньяну Боярскому «Герцогиня» с Кирой Найтли и ещё две более чем достойные оскар-драмы — «Загадочная история Бенджамина Баттона» Дэвида Финчера и «Фрост против Никсона» Рона Ховарда.
Далее, 12 февраля, в последний допраздничный уикенд, в прокат выходит разносортица из хинди-драмы «Миллионер из трущоб» Дэнни Бойла, австралийской военно-аморной драмы База Лурмана «Австралия» и американского хоррор-римейка «Пятница, 13».
А вот и вожделенные праздники, сразу масса желающих. Отечественная полнометражная анимация про Алису Селезнёву «День рождения Алисы» солирует, комедии «Розовая пантера 2» и «Отель для собак» подхватывают, паранормальный типа-комикс «Пятое измерение» и заокеанский мультфильм «Игорь» на десерт, а заполирует нерабочее настроение снова предоскаровская драма, опять же Клинта Иствуда, по имени «Гран Торино».
Завершится же февраль в разгар традиционных наших зимне-весенних ид набором фильмов среднего проката: для нас приготовлена прокатчиками комедия «Война невест», полицейская драма «Гордость и слава», политический детектив «Интернэшнл», оскаровская религиозная драма «Сомнение» и отечественный триллер «Юленька». Не про Тимошенку.
С приближением 8 марта с исчерпанием оскаровской тематики власть в прокате резонно возьмут романтические проекты с преобладанием слова «любовь» в названиях: заокеанские «Запретная любовь» и «Обещать — не значит жениться», а также отечественные — звёздная «Любовь в большом городе» и музыкальная «Первая любовь».
Альтернативой всему этому «женскому счастью, был бы милый рядом» послужит только ожидаемый заокеанский кинокомикс «Хранители». Если, конечно, его выход в прокат не сорвёт известная судебная тяжба.
Ещё через неделю романтики прибавится ещё и на фильм «Марли и я», который дожидается своего часа аж с января. Приближающиеся же весенние школьные каникулы уже 19 марта принесут в прокат некоторое количество детских релизов. В основном эту нишу займут компьютерные мультфильм «Монстры против пришельцев» а также почему-то сто раз отложенная фильм-фантазия «Чернильное сердце». Ну, а просто за компанию с ними выйдет типичный апрельский релиз — нумерологический фильм-катастрофа с Николасом Кейджем «Знамение».
Завершает же традиционно жирный март всё то, что не смогло вписаться в прошлые недели — опять же типичный апрельский жанровый ассортимент: семейный римейк «Ведьмина гора», шпионский детектив «Ничего личного» и триллер «Одержимая».
Ну, и собственно апрель по традиции тихо-мирно ждёт майских блокбастерных битв титанов. К вашему вниманию отечественный эпик «Тарас Бульба», фантастический вась-вась боевик «Смерш XXI», сюда же планируется перенести выход покуда официально значащегося на конец октября второго фильма дилогии «Обитаемый остров». Забавное сочетание, если вспомнить, что в апреле также выходит очередной проект с Павлом Волей «Невеста любой ценой».
Далее следуют: малобюджетное фэнтэзи «Драгонбол», бэк-ту-бизнес сиквел «Форсаж 4» с лысым Дизелем, подзадержавшаяся комедия про собачек «Чихуахуа из Беверли-Хиллс», незамутнённый экшн «Адреналин 2» с Джейсоном Стэйтамом, гик-комедия «Фанаты», балаганная комедия «Герой супермаркета», музыкальная британская ретро-комедия «Рок-волна» и наконец первый из серии обещанных спин-оффов вселенной «Людей Икс» — «Росомаха», разумеется, с Хью Джекманом в роли самого. Ему, таким образом, достаются и все майские выходные.
А вот и заветный май, который веников не вяжет. Заокеанские воротилы путём подковёрных договорённостей и стрелок на Пахре распределили второй по жирности месяц года следующим образом. Первым, 7 мая выходит «Звёздный путь», ретро-новеллизация Джей Джей Абрамса. Капитан Спок со своими парнями обрушатся на нас стремительным домкратом.
14 мая выходят «Ангелы и демоны», который объяснят нам, наконец, кому ещё нужен этот Дэн Браун, а сопровождать его будет кукольная нуар-анимация «Коралина в стране кошмаров» от режиссёра «Кошмара перед Рождеством». 21 мая отданы «Ночи в музее 2», ещё одна непонятка, одно дело бесконечные январские иды, совсем другое — шашлычное время тёплых майских деньков.
И только 28 мая, под каникулы и всё такое, выкатывается по-настоящему тяжёлая артиллерия, без сомнений главный релиз этого года — «Терминатор 4: Да придет спаситель». Рестарт культового франчайза уже сейчас сопровождается головокружениями фанатов и ворчанием прочих киноманов. Обычный же зритель просто должен помнить, что обруганный всеми «Терминатор 3» некогда стал, кто не помнит, первым настоящим блокбастером в новейшее время, его кассу сумели обойти только такие титаники, как «Возвращение Короля» и «Ночной дозор». А это что-то да значит.
По мере удаления во второе полугодие список распределённых премьер становится всё реже, оставляя простор для воображения. Но и в этом «туманном далёко» есть к чему присмотреться.
Для начала это летние блокбастеры числом пять. В июне выходят пиксаровский мультфильм «Вверх» про летающего на шариках дедушку, а также «Трансформеры 2», в лучшем виде, с Мишей Бэем за штурвалом. Десептиконы не сдаются!
Июль представлен мультфильмом «Ледниковый период 3», кто помнит, вторая часть стала у нас первым в новейшей истории анимационным блокбастером. Саблезубая белка рулид.
Чуть позже стартует фильм-катастрофа Роланда Эммериха «2012», пугающего покуда лаконичным тизером с цунами, захлёстывающим Эверест.
А завершится июль отложенным аж с октября очередным заходом на творчество Джоан Роулинг по имени «Гарри Поттер и Принц-полукровка». Почем тут полукровка, и когда уже сказочке конец, поинтересуйтесь у специалистов по крестражам, али у самого по-прежнему бессменного режиссёра Дэвида Йейтса.
Альтернативу тяжеловесам составляют последовательно: июньские «Игры власти» (политический детектив) и «Предложение» (служебный роман), июльские «Враги общества» они же почему-то «Грабители банков» Майкла Манна с вечнозелёным Кристианом Бэйлом, а также августовские «Бросок кобры» Стивена Соммерса с Дэннисом Куэйдом, «Смешные люди» с Адамом Сэндлером и «Они пришли сверху» с детишками и напланитянами.
С наступлением осени список назначенных премьер и вовсе сокращается до телеграфного стиля. Стартует очередной «Пункт назначения 4» и видимо очередная «Пила», вроде бы значатся октябрём отечественные долгострои: степченковский «Вий», пелевинское «Поколение Пи» и комедиклабовская «Наша Раша».
Совсем же скрылся в туман далёкий декабрь. Там обещан между прочим кэмероновский «Аватар», покуда писанный вилами на воде ввиду кризиса и полной несознанки господ промоутеров, а также заокеанские «Элвин и бурундуки 2» и отечественные анимационные «Белка и стрелка».
На чём сердце и успокоится. Следующий новогодний блокбастер пока вакантен до неприличия. Неужто им станет исчезнувший с радаров «Антикиллер 3»? Шутка.
Впрочем, это не единственный фильм с неизвестной судьбой. Всё ещё мучительно монтируется артхаусный долгострой по имени «Трудно быть богом», отложено до лучших времён с полсотни иных отечественных проектов.
Из особо ожидаемых же заокеанских релизов так и не нашли пока своего места в сетке: феноменальные «Девять» с самим Бекмамбетовым в продюсерах, убермегапроект Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки», комиксовая «Рыжая Соня», бэк-ту-бизнес драма «Рестлер», партизанен-драма «Вызов» с Дэниелом Крейгом и, например, совсем уже неясных статей анимационный «Астробой», он же почему-то «Могучий атом».
Вот такой год ожидает мировой и отечественный кинопрокат, вот в таком составе мы будем переживать самую тяжёлую фазу наваливающегося и на важнейшее из искусств кризиса.
До встречи в кино.