Китайский автопром развивается семимильными шагами. Страна официально объявила о стремлении достичь 10% мирового рынка. Уже сейчас в Китае действуют производства большинства мировых автопроизводителей, которые успешно выпускают автомобили для местного рынка. Активно развиваются и местные производители, подпитываемые миллиардными инвестициями.
На прошедшем Пекинском автосалоне было представлено немало новинок, большинство из которых нацелены уже и на экспортные рынки. AUTO-Consulting отправилась в Китай, чтобы ознакомить читателей с новинками китайского автопрома.
Общий антураж
Китайский авторынок весьма своеобразен. Сами китайцы ездят преимущественно на авто европейских и японских брэндов, производимых на совместных предприятиях. Но число местных марок постоянно растет и увеличивается и доверие к ним и китайцев, особенно, если производители показывают интересные новинки. Chery, FAW, Great-Wall, Geely уже известны каждому китайцу, а вот другим маркам еще есть над чем работать. И они активно вкладывают деньги в производство и разработку новых моделей. Теперь китайские производители уже осознали, что плодить доморощенный дизайн не целесообразно и заказывают разработку облика итальянским кутюрье. Технические аспекты помогают доводить европейские и японские специализированные фирмы. Да и в направлении экологии есть прогресс: в Китае уже вовсю работают над поколением двигателей Евро-3 и Евро-4. При производителях создаются испытательные центры с самым современным оборудованием.
Как показал Пекинский Автосалон 2006 – лидерам отрасли уже есть чем гордиться.
Chery
Государственная компания Chery, благодаря огромным инвестициям правительства Китая, смогла представить в этом году почти 11 новинок в различных сегментах. В модельной линейке появится седан А-класса Chery QQ6, созданный на базе известного в Украине хэтчбека QQ. Фактически это один из немногих серийных седанов А-класса, но на удивление, он получился весьма ладным. Другой дизайн передка, скругленные формы багажника (фактически это лифтбек), модная оптика и получился совсем другой автомобиль. Если QQ – это только средство передвижения, то QQ6 может стать первым автомобилем в семье на все случаи жизни. Не смотря на некоторую разбаллансированость общего стиля, автомобилю прочат большое будущее, в том числе и в Украине. У лифтбека QQ6 двигатель 1,3 л (81 л.с.), вполне приличный багажник, неплохой для этого класса салон и богатый набор стандартного оборудования и невысокий расход топлива. По оценкам Корпорации «УкрАвто» (официальный дистрибьютор Chery в Украине) QQ6 будет дешевле Daewoo Sens и будет конкурировать с ВАЗовской «классикой», которая уступает китайской новинке по многим показателям. Ожидается, что Chery QQ6 появится в Украине ближе к лету.
Вторая уже серийная модель – это седан С-класса Chery A5, который приходит на смену Chery Amulet. Этот автомобиль уже выполнен на другом техническом уровне, имеет более качественный салон, двигатели нового поколения и широкий опцион. В Китае он уже продается за $9300. В Украине Chery A5 также появится в полном опционе.
Уже стало известно как будет выглядеть приемник Tiggo. Серийный автомобиль под названием Tiggo5 внешне напоминает не то Subaru B9 Tribeca, не то Nissan, но относится к классу компактных внедорожников. О новинке известно не так и много: длина 4370 мм, колесная база – 2510 мм – почти на уровне прежней модели. В комплектации теперь видеосистемы, ксеноновые фары. Весьма гармоничный и яркий дизайн позволит Tiggo5 претендовать на место в классе компактных внедорожников уже не только из-за цены. Его будут выбирать и благодаря стильному дизайну.
Но самым знаковым экспонатом выставки стал концепт-кар Chery A3 – хэтчбек С-класса, который в ближайшее время также должен появиться на конвейере Chery. Его дизайн уже можно назвать вполне европейским, хотя внешне он смахивает на KIA C’eed. Приятный и качественный интерьер, 16-дюймовые колеса, вполне европейские параметры салона. Новинка будет комплектоваться двумя моторами: 1,6 л (106 л.с.) и 2,0-л (124 л.с.). Заявленные технические показатели уже приближаются к характеристикам мировых аналогов конца 90-х годов. Китайские производители утверждают, что именно Chery A3 позволит компании войти в Европу.
Показали в Пекине и приемника Chery QQ. Новинка получила имя А1, собственный дизайн и полностью новый интерьер. Визуально А1 смотрится не так приятно как «кукушка», а ближайшее знакомство с интерьером разочаровует. Под капотом А1 установлен 1,3-литровый мотор 81 л.с.
Уже серийная и новая модель минивэна Chery V5. Такие машины уже можно увидеть на улицах Китая и у Chery на новинку также большие планы. Главное новшество – под капотом минивэна турбодизельный 1,9-литровый мотор с отдачей в 124 л.с. и с моментом в 271 Нм. Салон – 6 или 7-местный.
Chery намерена заявить о себе и как о производителе стильных нишевых автомобилей. На Пекинском автосалоне показали купе Fulwin II. Об этом концепте известно не много: длина 4082 мм, колесная база 2527 мм. Решение о серийном производстве пока не принято, но судя по реакции публики в Пекине, Chery Fulwin II пропишется на конвейере – уж больно качественно и гармонично он выглядел.
Для местного рынка у Chery также была новинка – микробус V2. Подобные «коробченки» очень популярны в Китае, а в гамме Chery такой машины не было. Теперь уже есть. Этот автомобиль формально относится к классу MPV-B, хотя с европейскими аналогами он не имеет ничего общего – это сугубо китайский формат.
Great Wall
Great Wall на Пекинском автосалоне заявил о намерениях стать производителем и легковых автомобилей. Шоу-стопперы выставки – три новинки А и В-классов: Peri, Florid, Coolbear. Great Wall Peri – автомобильчик напоминающий Fiat Panda, но с передком в стиле Mitsubishi Outlander. Под капотом 1,3-литровый бензиновый мотор, отвечающий нормам Евро-4 – его теперь будут выпускать на новом моторном заводе Great Wall. Следующая новинка Great Wall Florid по дизайну очень похода на Scion Xa. Дизайн, конечно, китайские мастера переработали, но общий профиль угадывается. В комплектации тот же 1,3-литровый двигатель. А вот Coolbear – это полный аналог Scion Xb, но у этой модели возможен также 1,5-литровый двигатель, либо даже дизель 1,2 л.
Машины стояли на выставке с закрытыми салонами, поэтому судить о качестве их интрьеров не пришлось. Зато обнародованы планы по производству почти 150 тыс. новинок в год на новом заводе.
Экспозиция внедорожников на сей раз не содержала особых новаций: уже известный по Парижу пикап Wingle, удлиненный лимузин Hover, а также Hover – победитель «ралли-рейда» и обновленный Safe.
Brilliance
В первый день работы международной автомобильной выставки «Autochina», компания Brilliance auto представила свою новую модель – купе Brilliance M3. Особенностью этой модели стало то, что сразу после премьеры машина начнет сходить с конвейера предприятия. Модель М3 станет уже третьей, после седанов моделей М1 и М2, в производственной линейке компании.
Машина оснащена турбированным бензиновым двигателем объемом 1800 куб см и автоматической коробкой передач ZF. Мощность двигателя 170 л.с., крутящий момент 235 Nm при 2000 – 4500 об, уровень эмиссии двигателя – EURO-IV.
При габаритах в длину 4488 мм и ширину 1812 мм, машина разгоняется до 100 км/ч за 10 секунд и развивает максимальную скорость в 220 км/ч.
В модели Brilliance M3, производитель большое внимание уделил качеству и комфорту, применив традиционную для Brilliance многорычажную независимую подвеску.
Компания «Атлант-М Азия», импортер автомобилей Brilliance, начнет поставлять эту модель в Украину в марте – апреле 2007 года.
Помимо главной премьеры, на стенде был представлен представительский седан М1, который уже продается в Украине, и седан D-класса Brilliance M2 с дизельным двигателем. В Украине, продажи седана Brilliance M2, правда с бензиновыми двигателями, начнутся в самое ближайшее время.
Также, компания представила несколько своих новых бензиновых двигателей.
BYD
Стоп–каром на стенде компании стал кабриолет с жесткой крышей BYD F8. Эта машина гольф-класса планируется к производству в 2008 году, и будет предназначаться, в первую очередь, для рынка США и Европы, куда в скором времени BYD Auto планирует начать поставки. Автомобиль будет оснащаться 2-х литровым 132 сильным бензиновым двигателем (173 Nm, EURO-IV), который BYD auto начинает самостоятельно производить в 2007 году.
Но особым интересом посетителей пользовался созданный на базе популярного среднего седана C- класса BYD F3 ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ под названием BYD F3 - E.
Автомобиль BYD-F3 оснащен инновационными «FE» аккумуляторами и способен без подзарядки проезжать более 300 километров. Стоимость «электрического топлива» составит в пересчете на гривны ВСЕГО 3 гривны на 100 километров пробега! Ресурс батарей рассчитан на 2 000 подзарядок, что в переводе на километры составит около 600 000 км. Автомобиль оснащен автоматической коробкой передач. Для подзарядки батарей необходимо напряжение 220 V. Всего за 10 минут зарядки от специального адаптера заряжается 70% емкости батарей.
Кроме премьер автомобилей, BYD Auto отдельно демонстрировал свою перспективную линейку двигателей EURO-IV, с которыми компания планирует начать продажи своих автомобилей в Европе и США. На стенде были представлены бензиновые двигатели объемом 1991 см (140 л.с. , 186 Nm) и 1839 куб см (122 л.с., 160 Nm).
Chana
Китайский автопроизводитель Chana представил сразу несколько новинок в компактном классе. Если раньше Chana была известна в Китае как производитель «коробок» класса MPV-B, то теперь компания расширяет модельный ряд двумя машинами А-класса. Новая модель, которая уже поступила на китайский рынок производит очень положительное впечатление. При цене в $5100 автомобиль с 1,3-литровым двигателем обладает качественным интерьером, где все панели подогнаны очень тщательно. Сами материалы отделки достойны также только похвал. В салоне есть вставки под алюминий, красивая подсветка приборов, Mp3-система и т.п. Другой вопрос, что при цене свыше $5000 перспектив попасть в Украину у Chana не много – у нас она будет конкурировать уже с европейскими аналогами.
Еще одна премьера от Chana – это концептуальный автомобиль будущего. Фактически – это 5-дверный хэтчбек А-класса, со сдвижными дверями, модной оптикой, стеклянной крышей. В салоне возможность любых трансформаций, вплоть до кровати. Но главная особенность – это видео проектор, а экран прячется в крышку багажника. Такое решение мы видели впервые на автомобиле. Концепт Chana позволяет смотреть видео как пассажирам, так и гостям вечеринки. Ну а когда надоест кино, можно просто любоваться небом через панорамную стеклянную крышу.
Представив такой концепт, Chana заявила о высоком потенциале своих конструкторов. Заметим, что даже такой футуристический автомобиль Chana собирается поставить в производство, вот только цена пока не озвучивается.
Кстати, на стенде Changan дебютировал и седан Suzuki Sx4. Отметим, что в Китае довольно много экзотических седанов: Peugeot 307 седан, VW Polo Sedan, Toyota Yaris седан. Теперь в их числе и Suzuki SX4.
Hafei
Еще один китайский производитель Harbin Hafei Automobile Industry Group уже известен благодаря миниавтомобилям Hafei Brio (Lobo), дизайн которых помогали создавать в Pininfarina. Еще одна модель от Hafei – седан С-класса Saibao (Princip), который базируется на агрегатах Mitsubishi. В Пекине Hafei представил и новую модель Saibao V (Princip V). Автомобиль имеет граненный дизайн, который также дорабатывали итальянцы. С техникой у Princip V также все впорядке. Его предлагают с двигателем 1,6 и 1,8 л. В интерьере китайские дизайнеры ушли от традиционного бежевого пластика, а применили современные материалы – автомобиль сразу стал солиднее и качественнее выглядеть.
В Китае Hafei Princip конкурирует с Chery A5, SouEast Lioncel стоимостью около $10000. При импорте в Украину Princip V уже вступит в конкуренцию с корейскими автомобилями.
Lifan
Производитель доступных автомобилей под брэндом Lifan в Пекине показал слегка модернизированную модель 520, которая кроме исполения седан доступна и в кузове хэтчбек. Lifan 520 – самостоятельная разработка компании, которая представлена в самом демократичном сегменте. Зато за небольшие деньги Lifan предложит комплектацию с АБС, кондиционером, электропакетом и подушкой безопасности. Уже принято решение о поставках Lifan 520 в Украину.
Foton
Известный в Украине производитель грузовиков, теперь представлен и в сегменте легковых автомобилей. В Пекине был представлен полноразмерный минивэн MP-X, в профиль напоминающий Mercedes-Benz Viano в китайской интерпритации.
Но главным событием на стенде стал дебют первого самостоятельного внедорожника Foton Saga. Как и большинство подобных автомобилей, Saga остащен 2,4-литровым двигателем Mitsubishi, а вот дизайн кузова – собственный.
JAC
JAC, который также в Украине получил известность благодаря коммерческой технике, выпускает и легковую гамму. Компания сотрудничает с Hyundai и выпускала модели на базе Hyundai H1. На Пекинском автосалоне JAC заявила и свои дизайнерские амбиции: концептуальный внедорожник JAC Eagle и футуристическое купе. Если купе скорее громкая заявка на собственную дизайнерскую школу, то внедорожник Eagle уже почти серийный. В его основе лежит платформа от New Hyundai Santa Fe. Кстати, прежнее поколение Santa Fe на JAC успешно освоили и выпускают под своим брэндом.
В Пекине уже поговаривали о слиянии JAC и Chery. Оба производителя в государственной собственности и правительство Китая решило создать мощный холдинг, представленный во всех сегментах рынка.
FAW
FAW - один из лидеров китайского рынка и успешно производит в Китае несколько моделей VW, Audi. Тем не менее, FAW намерен развивать и собственную линейку моделей. Малолитражки в составе FAW выпускает Xiali и в Китае именно под этим брэндом представлены машины А и В-классов. В Пекине вновь показали Xiali C1, который могли видеть и украинцы на выставке в Киеве. Теперь это уже серийная модель. А самыми главными новинками от FAW были лимузины с претензиями на Luxury. Было представлено сразу несколько модификаций сверхдорогого по китайским меркам FAW HQ3, в котором использованы все самые передовые технологии китайского автопрома, включая радар и автопилот. Для китайцев лицезреть такие лимузины - гордость за собственный автопром, а для европейцев всего лишь экзотика. Мало пока найдется покупателей, готовых отдать под $100000 за китайский лимузин.
Другие
Среди моделей, которые теоретически могут попасть на наш рынок отметим Soueast Lioncel - фактически Mitsubishi Lancer прежнего поколения. Уже известно, что его представят в Украине по цене около $14000. Пока решается судьба остальных моделей, производимых на Soueast. Кстати, в Китае дебютировал и новый Mitsubishi Galant и Outlander-II. Если Outlander практически не отличается от европейской модели, то Galant имеет совсем другой дизайн передка.
Отметим еще один седан С-класса, который выпускает Haima. Фактически, это предыдущее поколение Mazda 323, которое теперь освоили в Китае.
Haima имеет и экспортные амбиции, только вот цена в Украине получится в районе $14000 и выше. В этом ценовом диапазоне такое широкое китайское предложение будет уже избыточным.
Tianma и ZX Auto также представили на Пекинском автосалоне свои стенды, только вот особых новинок мы не отметили. Tianma слегка изменила дизайн своих внедорожников, но конструктивных перемен очень немного. ZX представил известный у нас Landmark в нескольких исполнениях. Автомобиль совсем "свежий" и все изменения направлены на улучшение конструкции и внешне не заметны.
DongFeng продолжает экспериментировать с дизайном минигрузовиков. Если в Украине можно встретить такие автомобили семейства EQ1020-5010 с решеткой радиатора как у BMW, то на Пекинском автосалоне была показана модель с "грилем" как у Mercedes-Benz. Видимо, что поиск на этом не закончен.