Электронный журнал о жизни и путешествиях


Готика АРХИТЕКТУРА ПРАГИ

Отдых и путешествия

by Natali 11023 views 11

Готика АРХИТЕКТУРА ПРАГИ

 

 Без преувеличения можно сказать, что готика - самое ценное, что в таком количестве и качестве сберегла до наших дней Прага. 

  Когда Чехия стала постоянным королевством, а было это в самом начале 13 века, Старый Город и Малая Сторона получили статус городов. Преобразование бывших мелких поселений в городские коснулись и Праги. В 1230 Вацлав-1 заложил укрепления, занявшие в Старом Городе площадь в 140 га и завершенные в 1241 году, Малая Сторона также получила новые крепостные стены.

  Фортификационные укрепления с башнями в окружной стене и ГОТИЧЕСКИЕ доминанты новых приходских и монастырских церквей внутри города, возвышавшихся своей массой над низкой, максимально двухэтажной светской застройкой, создали НОВУЮ ПАНОРАМУ ПРАГИ, особенность которой – исключительная прелесть контраста вертикалей и горизонталей ее архитектурного организма.

  В противовес монотонности и одноцветности белесых опоковых романских домов и церквей подградья и обоих городищ, представители богатых горожан, стремившиеся противопоставить себя феодалам и самому правителю, создали новый , полностью готический силуэт города, где беловатая опока чередовалась с более темным песчаником и иногда оштукатуренным, но чаще всего, красным кирпичом.

  Процесс превращения пражского предградья в готический город завершился в период правления Карла – IV (1346-1378) и его сына Вацлава –IV (1378-1419).

  ПРАГА - ДЕТИЩЕ КАРЛА-IV

  Сын последней представительницы рода Пржемысловичей Элишки и Яна Люксембургского соединял в себе талант прирожденного дипломата, парижское воспитане и широкий кругозор с горячей любовью к родине, унаследованное от матери.

  Высокообразованный правитель отличался честолюбием, когда дело касалось культуры, он обладал литературной и художественной фантазией, побуждавшей его реализовать крупнейшие художественные замыслы.

  Карл IV был королем Чехии, Германии, Ломбардии, Арелата и единственным императором-чехом по происхождению. Он сделал Чехию центром империи, а Прагу – ее столицей.

  Для того, чтобы придать этой функции культурное и художественное значение и выражение, было необходимо немало средств и фантазии; и тем и другим новый правитель реально обладал.

  Еще будучи наследником трона, он начал перестройку сгоревшего романского ГРАДЧАНСКОГО городища, превратив его в готический замок в полном смысле этого слова. На романских фундаментах был построен новый королевский дворец, образцом которому стал дворец французских королей с капеллой типа Сен-Шапель.

  Одновеменно с провозглашением в 1344г. пражского епископства архиепископством, Карл приказал снести романскую базилику  св. Вита, с тем, чтобы на ее месте вознесся ввысь грандиозный готический собор. Для строительства собора был приглашен французский архитектор Матвей Аррасский, после которого строительством руководил молодой Петр Парлерж из Гмюнда (см. рубрику Творцы), представитель самой прогрессивной династии мастеров-строителей Европы того времени.

  В 1348 году Карл-IV осуществил мечту своего деда Вацлава-II , основав пражский УНИВЕРСИТЕТ, четвертый в Европе.

  ВЫШЕГРАД также был превращен в великолепный готический замок.

  В 1344 г. на месте разрушенного Юдитина моста под руководством Парлержа был основан новый КАМЕННЫЙ МОСТ, получивший впоследствии название Карлова.

  Мост начинался Староместской мостовой башней, по сей день считающейся одной из самых прекрасных фортификационно-репрезентативных готических построек в центральной Европе.

  Одной из главных заслуг короля-градостроителя является реализация крупнейшего градостроительного плана его эпохи – основание и строительство НОВОГО ГОРОДА Пражского на обширном террасном пространстве, застроенном несколькими деревушками, между Витковым и Вышеградом. Три рынка – Скотный, Конный и Сенной (т.е. нынешние Карлова площадь, Вацлавская и Сеноважная) составляли основу Нового Города. К этой основе присоединялась правильная сеть улиц, чередовавшаяся с комплексами монастырей и церквей с кладбищами. Комплексы и здания культовых построек своей массой продуманно усиливали постепенно поднимающийся рельеф, способствуя ритмичной градации в направлении от Сенного рынка к Вышеграду.

  Далее: Малая Сторона была расширена путем присоединения к ней Уезда и обнесения ее т.н. Голодной стеной.

  Таким образом, благодаря основанию Нового Города и расширению Малой Стороны, Прага стала самым крупным городом в Европе и одновременно продуктом продуманной градостроительной концепции, отвечающей и в настоящее время требованиям современного крупного города.

 

ПРАГА ПРИ ВАЦЛАВЕ-IV

  Карл-IV не дожил до окончания начатого им масштабного строительства Праги вследствие грандиозности планов и объемов строительства. В период правления Карла центр Европы представлял собой огромное строительное поле. В то же время Прага стала культурным центром самых прогрессивных художественных устремлений всевозможных категорий, начиная монументальным архитектурным сооружением и кончая блестящей филигранной ювелирной работой, тончайшими вышивками или декоративным оформлением книг.

   Именно на этом сосредоточил внимание преемник Карла-IV ВАЦЛАВ-IV, унаследовавший неблагодарную роль завершителя строительных и художественных начинаний отца. Большинство задач он выполнил, за исключением достройки собора, главного символа временного могущества Праги.

  Примерно два десятилетия готического творчества завершились гуситскими войнами. В гуситский период преобладали другие интересы. Город уже при Вацлаве потерял значение центра Европы, став опять лишь столицей государства. Феодалы и церковь были изгнаны, их имуществом завладели горожане с их культурной посредственностью и обыденными интересами. Идеалы простоты и бедности проповедей Гуса были забыты очень скоро. Идеалами горожан стало богатство, олицетворявшееся драгоценным металлом и камнями, забыты скульптура, живопись и другие духовные ценности.

  Несмотря на хозяйственную и строительную стагнацию Прага и после 1434 г. относилась к самым великолепным городам Европы.

  ПОЗДНЯЯ ГОТИКА

  Новый подъем строительного уровня Праги происходит в период правления ягеллонской династии, восхищавшейся славным прошлым королей.

   В 1483 году Владислав, 12 лет временно живший в королевском дворце неподалеку от пороховой башни (см. рубрику «Муниципальный дом») в целях собственной безопасности, т.е. опасаясь изменчивого настроения жителей Старого города, снова перенес королевскую резиденцию в Пражский Град. И, несмотря на то, что, получив титул короля венгерского, он сменил Прагу на Будапешт, по его приказу архитектор Бенедикт Рид из Пестова начал перестройку королевского дворца Пражского Града.

  Наряду с конструктивной смелостью, проявившейся в решении сводов огромного Владиславского зала, здесь уже видно стремление к обновлению античных форм, первому проявлению ренессансной эстетики на север от Альп. Пример Рида нашел кое-где отклик в подградье, однако в те времена больше симпатизировали вычурному позднеготическому натурализму Матиаша Райсека (его работа - Пороховая башня).

ОСНОВНЫЕ ПАМЯТНИКИ ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ В ПРАГЕ

• Королевский дворец с Владиславским залом и конными статуями

• Северные укрепления Града: Пороховая башня Мигулка, Белая башня, Далиборка

• Карлов мост с мостовыми башнями

• Староместская ратуша

• Дом «У каменного колокола (звону)

• Тын (Унгельт)

• Пороховая воротная башня

• Готическое ядро Каролинума

• Новоместская ратуша

• Остатки новоместских укреплений на Карлове

• «Голодная» (гладова) стена

ГОТИЧЕСКИЕ КОСТЕЛЫ И МОНАСТЫРИ ПРАГИ

• Кафедральный собор св. Вита

• Святой Томаш с бывшим монастырем ордена августинцев

• Костел Девы Марии под цепью при бывшем монастыре иоганитов

• Cтаронова синагога

• Костел св. Духа

• Костел св. Гаштала

• Костел св. Климента

• Костел св. Петра

• Костел св. Якуба при монастыре ордена миноритов

• Костел Девы Марии пред Тыном

• Костел св. Гавла

• Костел св. Ильи

• Бетлемская капелла

• Костел св. Анны при монастыре доминиканок

• Костел св. Мартина в стене

• Костел Девы Марии Снежной при францисканском монастыре

• Костел св. Йиндржиха

• Костел св. Михала в Опатовицих

• Костел св. Войтеха в Йирхаржих

• Костел св. Вацлава на Здеразе

• Костел Девы Марии при монастыре славянских бенедиктинцев (на Славянах - Эмаузы)

• Костел св. Степана (Штепана)

• Башня костела св. Катерины

• Костел св. Апполинария

• Костел Девы Марии при монастыре сервитов на Слупи

• Костел Девы Марии и св. Карла Великого при монастыре августинов на Карлове

• Костел св. Петра и Павла на  Вышеграде

Перечень взят из книги

«ПРАЖСКАЯ АРХИТЕКТУРА»

Известные постройки одиннадцати столетий

Авторы: Я.Станькова, О.Штурза, С.Водера

 

Комментарии (11)

Чтобы добавить комментарий, необходимо