Текучие очертания этих орнаментов не перепутаешь ни с чем. Модерн часто называют манерным и декадентским, забывая, что он возник благодаря промышленной революции XIX века и в свое время считался чрезвычайно радикальным и прогрессивным.
В России и Англии - модерн, в Германии - югендстиль, в Австрии - сецессион, в Италии - либерти, во Франции - ар нуво. Молодой, свободный новый стиль захватил Европу ненадолго, но зато изменил ее радикально. Вместо запутанной системы исторических стилей появился единый художественный язык, который должен был соответствовать эпохе технического прогресса. Он начал складываться в книжной графике и плакатах, проявился на обоях и набивных тканях, а потом подчинил архитектуру и мебельный дизайн. Его быстрому распространению помогли всемирные выставки, и прежде всего грандиозная парижская 1900 года, которой Европа отмечала переход в новое столетие.
Кресло эпохи модерна требует обстановки в соответствующем стиле: ирисов и маков на обоях и покрывалах, книжной полки, словно вырастающей из стены, и томика Метерлинка, конечно. Форма кресла генетически восходит к Людовикам- XV и XVI, тем не менее перепутать с прототипом это кресло невозможно. Даже завиток на спинке кресла модерн трактует по-своему. Обивка этого кресла- из однотонной тонкой шерсти, но могла бы быть заткана шелковыми чертополохами или дурманом: в эпоху модерна актуальны "цветы зла". Характерные растительные изгибы, будто бы находящиеся в неторопливом движении,- главное в мебели эпохи модерна. Ножки обычно томно изогнуты, но могут быть и прямые- все-таки модерн родился в эпоху эклектики
Модерн был провозглашен стилем универсальным, который должен оформить все жизненное пространство современного человека до последних мелочей. Прихотливость форм не должна была противоречить комфорту и практичности вещей. Дом изнутри и снаружи проектировался как цельный художественный объект, пригодный для нормальной жизни. Плавные линии растительного орнамента (или флореального, иначе говоря) поднимаются по колоннам к потолку, окружают дверные проемы, струятся по раскрашенным, покрытым лепниной или обтянутым тканью стенам, перетекают на деревянные панели и соскальзывают на рисунок паркета.
Модерн преображает обычные вещи, лампа ли это, стул или умывальник
В 1902 году интеллигентное общество России делилось на два лагеря. В одном превозносили значение нового стиля, впрочем, еще не получившего имя "модерн", в другом обличали в несерьезности, называя декадентством. Век русского модерна был более чем краток, никто и не думал, что о нем вообще вспомнят. И вот спустя столетие он на коне.
Столик и кресло, созданные в наше время по чертежам архитектора Карена Бальяна для частного интерьера
Как когда-то в искусстве рококо, модерн стремится к максимальному синтезу всех частей интерьера. Мебель буквально выходит из стен. Консольные полки вырастают из завитков настенной лепки или резьбы. А отдельные предметы воспринимаются как акценты в единой композиции помещения.
Умывальник, конец XIX века, галерея GDB Fine arts, Париж
Когда речь идет о модерне, перед глазами встают витражи с цветами. До сих пор это самый копируемый элемент обстановки в этом стиле
Ниши и полки вообще очень популярны. Они не только на стенах, но и на каминах, шкафах, буфетах, диванах. Всюду можно поставить фотографии, или книги, или декоративные безделицы, производство которых переживает настоящий бум.
"Пусть цветут все цветы". Гораздо раньше, чем Мао Цзэдун, этот призыв осознала эпоха модерна. Ткани производит фабрика Prelle
Портьеры, обивка мебели, обои почти всегда с прихотливым растительным орнаментом, крупными цветками или японскими мотивами. Япония как раз входит в моду. Изысканными считаются палевые, серебристые, лиловые, серовато-зеленые цвета.
Интерьер в стиле модерн не терпит недоговоренности, в нем должно быть выдержано все от и до. Так, этот шкаф, украшенный колосьями, выглядел бы незавершенным, если бы не великолепные вазы из цветного многослойного стекла, с ветвями, цветами и травами. Примечательно, что и у шкафа, и у ваз один автор - Эмиль Галле. Шкаф, вазы, галерея GDB Fine arts, Париж
В интерьере этой современной квартиры мебель художественно точно сочетается с элементами декора - витражами, светильниками. Но, пожалуй, главное здесь то, что декоративное решение подчинено архитектурному. Это характерно для русского модерна - мыслить архитектурными категориями, устанавливать четкие иерархические отношения между целым и его частями. Автор интерьера - архитектор Карен Бальян
Модерн был всеяден и мог использовать как экзотические, так и самые простые декоративные материалы и породы дерева. В дорогой мебели применялись ручная резьба, инкрустация, хрустальные панно. В дешевой - стекло, штампованное тиснение на фанере и вставки фабричных украшений из меди и латуни. Новый стиль не стремится к аристократичности. Промышленное производство недорогой мебели развивается быстро, так что позволить модную обстановку могут люди среднего достатка.
Сочетание зеленого и лилового было типичным для русского модерна. Шелковая ткань, производится компанией Prelle
Модерн обычно делят на два основных направления - декоративное и конструктивное. В первом особенно преуспели французы, у которых мебель могла превращаться почти в скульптуру. Конструктивное направление победило в России. Рациональное фабричное производство серийной мебели требовало упрощенных форм и рентабельного декора.
Русский модерн обожал морскую романтику (взять хотя бы Шехтеля). Камин с ракушками и волнами, плавно перетекающими на потолок, в этом смысле весьма типичен. Другая характерная деталь - смелое смешение разных материалов в одном предмете интерьера: гипс, мозаика, листовое и кованое железо, натуральный камень и кирпич. Безусловная сказочность и одновременно "архитектурность" предмета обстановки - еще одна особенность русского модерна. Камин похож на домик, построенный по законам архитектуры, но домик волшебный, выросший из стены словно по мановению волшебной палочки. Автор интерьера - архитектор Карен Бальян
Но при всей своей простоте модерн чуть ли не единственный стиль, который не терпит конкуренции и ни с чем другим не сочетается. Да еще и модерна самого днем с огнем не сыщешь. Вот и получается, что приходится на заказ делать все: от столиков до дверей. Зато какой эффект! От кутюр практически.
Знаменитая лестница в особняке Рябушинского, созданном Федором Шехтелем. Мотив морской волны - узнаваемая черта русского модерна. Даже фасады домов украшались такими волнами
Материалы подготовила: Юлия Сахарова