Электронный журнал о жизни и путешествиях


Бизнес-план

Карьера

by Natali 6594 views 0

Бизнес-план

  Что такое бизнес- план? Для чего необходим бизнес- план? Рассмотрены проблемы составления бизнес планов в России, Европе и США. Показаны преемущества и недостатки макетов бизнес планов. Даны рекомендации по составлению.

  Что такое бизнес-план для вас? Во-первых, это, собственно, план работ по развертыванию проекта. Во-вторых, финансовые расчеты. В-третьих, сокращенная и структурированная подборка юридических и организационных документов компании. Что из деятельности компании осталось за пределами этого перечня? Практически ничего, бизнес-план должен охватить всю компанию, как она есть сейчас, да еще и как она будет. Но ведь никто не пытается установить единую структуру управления во всех компаниях. Используются различные схемы, из которых можно выбирать наиболее подходящую, методики решения отдельных вопросов, примеры организации успешных компаний. Но никто не пытается подвести под всю теорию одну жесткую структуру. Почему же в бизнес-планировании ничего подобного не наблюдается. Причина может стать очевидной, если посмотреть на историю возникновения всех этих методик, программных продуктов и учебников.

  Планирование, как таковое, свойственно для любого человека, управляющего проектом, не обязательно даже в сфере бизнеса. Но под термином \"бизнес-планирование\" обычно подразумевается не просто план, а план, составленный для внешних пользователей. Разумеется, в любом учебнике вы прочтете, что этот план нужен и вам самим, но ситуации это не изменит - для себя и для \"наружного употребления\" составляются разные планы, причем только второй обычно имеет все атрибуты \"бизнес-плана\". А раз так, то оказывается, что, с одной стороны, составитель бизнес-плана меньше склонен к размышлениям над своим бизнесом (он в этот момент решает задачи скорее рекламного свойства), а с другой стороны, читатель бизнес-плана не слишком доверяет автору и хотел бы максимально формализовать свои отношения с ним (читатель - это не инвестор, а его эксперты; им надо отчитываться о причинах того или иного решения и хочется защитить себя от обвинений в необъективности). А если это малый бизнес, то нужно еще и максимально сократить время принятия решений - проекты недорогие, а экспертам приходится платить так же. В результате возникают стандартизованные формы представления планов, ничего не проясняющие в проекте и его перспективах, но помогающие разобраться с документами компании. Вполне естественное решение для малого бизнеса. Не писать же полноценный проект для получения кредита в несколько тысяч долларов.

  Так это произошло в США и Европе. Появились методики, некоторые из них даже обросли приличными финансовыми выкладками, были выпущены программные продукты, поддерживающие такие методики. Это было вполне оправдано. Но вот когда такие методики попали в Россию, получился небольшой конфуз. Как-то забылся тот уровень, для которого они применимы. И появились проекты, в которых пытались привлекать миллионы долларов с помощью бизнес-планов, придуманных для домохозяек, решивших открыть семейный бизнес. Таких бизнес-планов было большинство, часто они были доступны для широкого круга людей, а значит их можно было использовать как примеры в учебниках. Ну а каков пример, таков и весь учебник.

  Но хватит, пожалуй, о плохом. Лучше разобраться, что с этим делать и откуда можно почерпнуть информацию о бизнес-планировании. Не претендуя на полноту решения, можно дать несколько рекомендаций:

  Из учебников имеет смысл взять общую структуру бизнес-плана, причем рассматривать ее надо не как прямое руководство к действию, а как check-list, список пунктов, которые следует раскрыть.

  Крайне желательно прочесть несколько реальных бизнес-планов, подготовленных профессионалами в консалтинговых компаниях (у нас на сайте есть несколько таких, хотя даже и среди них не все достойны подробного изучения). Подойдите к этому с точки зрения человека, которому нужно вложить в представленные проекты свои деньги. Вам станут видны многие ошибки и пути их устранения.

  Постарайтесь понять, для чего используется инвестором каждый пункт, излагаемый в бизнес-плане, и что именно будет означать для него та или иная ваша формулировка. Тут не обойтись без изрядного количества теории, но другого варианта нет, надо учиться.

  Не увлекайтесь цифрами. Жизнь не настолько предсказуема, как это выглядит у вас на бумаге, и в ней многое определяется не далеким расчетом, а способностью реагировать на изменения ситуации. Деньги - понятие тактическое, стратегические планы должны оперировать еще стратегическими понятиями.

  Рекомендуемая литература:
  Как подготовить успешный бизнес-план.

 

 

Комментарии (0)

Чтобы добавить комментарий, необходимо