Автомобильная отрасль традиционно является кормушкой для власть имущих. Различные официальные и неофициальные поборы в конечном итоге составляют более половины от стоимости транспортного средства. В этом году власти решили заработать больше, компенсировав свои собственные экономические просчеты за счет кармана автомобилистов. Мы посчитали, в какие деньги обойдется содержание автомобиля в новых условиях.
На первичном рынке
Стоимость автомобиля по сравнению с декабрем в пересчете на гривни возросла, причем значительно. К примеру, Toyota Corolla подорожала на 30%, Mitsubishi Lancer X — на 40%, а Kia Magentis New — аж на 67%. Машины, полностью собранные и произведенные в Украине, тоже подорожали (из-за доллара выросла стоимость комплектующих от поставщиков). Начиная с января за продукцию Запорожского автозавода просят на 20% больше, чем в декабре прошлого года. Например, Chevrolet Aveo 1,5 вместо 70 тыс. стал стоить 95 тыс. грн., а цена на Daewoo Lanos 1,5 выросла с 60 тыс. до 86 тыс. грн.
Российских автомобилей также прибавили в цене (Украина закупает авто в долларах). ВАЗ 21099 подорожал за месяц на 6 тыс. грн. — до 50 400, "Калина" выросла в цене с 51 420 до 55 158. И это — не предел. По словам менеджеров автосалона "Росавто", в ближайшие дни прайс еще изменится, причем в большую сторону.
Причины роста
В автосалонах опрошенные нами менеджеры напрямую связывают этот скачок цен с курсом доллара. «Сейчас цены меняются каждые две недели, — объяснила нам менеджер по продажам «Тойота Киев Автосаммит» Екатерина Соловей, — за нововвезенные автомобили импортер расплачивается валютой». На вопрос о дешевых автомобилях конца 2008 года продавцы из различных автосалонов разводят руками: «Остатков нет, все, что было, мы распродали в декабре-начале января со значительными скидками» (этим "аукционом невиданной щедрости" воспользовались многие спекулянты. Так, Mitsubishi Lancer X 2008 года, который в декабре продавали по акции за $14 тыс., уже сейчас продают на вторичном рынке по $17 тыс.). Правда, мы нашли единичные автосалоны, где еще осталось по несколько автомобилей, которые продаются по спецпредложениям 2008 года. Например, автомобили Seat, некоторые китайские бренды и продукция премиум-марок. Так, в салоне "БМВ" нам сообщили, что у них еще есть три 520-х по 35 тыс. евро (неакционная цена в этой комплектации — 37,5—38 тыс. евро).
По нашим наблюдениям, автокомпании по ценообразованию условно разделились на 2 типа. Первая часть все договора заключает с привязкой к доллару и евро с пересчетом по курсу на межбанке на момент оплаты. Вторая часть закупает авто за свои деньги в валюте, после чего расплачивается с импортером либо производителем, а ценник выставляет исключительно в гривнях, корректируя его примерно раз в неделю.
Второй фактор, сыгравший на повышение цен, — увеличение с 10 января акцизного сбора в 2,5—10 раз, что прибавило к цене «среднего» авто 500—1000 евро.
ПРОГНОЗ. Рост цен может продолжиться. По словам главы ВАИД Олега Назаренка, это случится в том случае, если депутаты смогут преодолеть вето президента на закон о «временной надбавке» к пошлине на иномарки в размере 13%. Если закон вступит в силу, они подорожают еще на 1-1,5 тыс. евро. Причем вслед за ростом цен на иномарки последует повышение цен на продукцию украинского и российского автопрома. Понятно, что такие высокие цены значительно ударят по спросу на автомобили. По словам директора информационно-аналитической группы "Автоконсалтинг" Олега Омельницкого, чтобы сохранить рентабельность и не провоцировать падения цен, импортеры будут завозить намного меньше автомобилей, чем в 2008 году".
На вторичном рынке
Стоимость б/у авто снизилась на 20—30% по сравнению с сентябрем-октябрем, но выросла по сравнению с декабрем на примерно 10%. Например, Mazda 626 в августе продавали за $13 000, в декабре цена упала до $9000, а в январе за нее просят уже $10 500. За "ДЭУ Ланос" 2006 года в августе просили $9450, в декабре цену снизили до $6500, а сейчас уже просят $7300. Продавцы на авторынке «Чапаевка» январский рост цен объясняют подорожанием новых авто, цена на которые сильно отражается на вторичном рынке. Но торгуясь, можно сбросить $500—1000 практически на любом более-менее новом (до 10 лет) авто из представленных на базаре.
За последние несколько дней в цене сильно потеряли старые авто с мощными моторами объемом свыше 2,2 л — падение составило более 20% по причине высокой стоимости регистрации. Если в декабре за "Мэрс" 1988 года просили $5 тыс., то сейчас — $4 тыс. Очевидно, что после повышения транспортного налога (см. на 13 полосе) содержать их стало накладно, но и покупатели покупать такие авто по сниженным ценам не сильно спешат — цена получения талончика техосмотра за 2000 грн. просто пугает. Правда, в ВРУ зарегистрирован законопроект, снижающий транспортный сбор для этой категории автомобилей и вполне вероятно, что его примут уже через неделю.
Прогноз
По словам продавцов на рынке, дальнейшего снижения цен они не планируют, как, впрочем, и повышения. Цена будет строго привязана к курсу доллара.
Но есть и мнение, что цены на неновые автомобили будут падать по причине появления на рынке конфискованных банками залоговых автомобилей, которые продают по ценам ниже рыночных. Цены в долларах упадут на б/у автомобили до 20%.
Кредит и лизинг
Рынок автокредитования, похоже, начинает возрождаться. Менеджеры в автосалонах говорят, что по сравнению с ноябрем-декабрем ситуация уже хотя бы «разморозились». «Месяц назад купить автомобиль в кредит было практически нереально — шли либо отказы по заявкам, либо просто молчание, а сейчас уже появились случаи положительных решений. Правда, легких кредитов нет — заемщику необходимо предоставить объемный пакет документов и минимум 50% первого взноса», — говорит Максим Шмагин, кредит-менеджер автосалона на «Столичном».
Однако "разморозка" происходит медленными темпами. Мы прозвонили 15 банков, только 4 из них — выдают кредиты. Это «Надра», «Форум», «Астра» и «Приват». Процентная ставка колеблется от 21 до 26% годовых в гривне или 14—19% в валюте (по сравнению с прошлым годом выросла на 2—3%).
Появилась услуга предоставления кредитов на конфискованные автомобили с "нулевым" первоначальным взносом и под 20% годовых. Занимаются реализацией отобранного за неуплату имущества брокеры, которые на заказ клиента подбирают автомобиль из конфиската, поддерживают связь с судебным исполнителем и организовывают аукционы, а также помогают с оформлением кредита.
Аренда с правом выкупа
Услуга лизинга для физлиц как альтернатива кредитованию пока еще не получила значительного распространения. Причина — плавающая процентная ставка, которая отпугивает потенциальных заемщиков. Однако если еще 3—4 месяца назад в автосалонах преимущественно сидели кредитные эксперты, то сегодня лизинг предлагают наряду с кредитованием. Более того, на рынке все большее распространение получает новая услуга — лизинг от продавца. Но, если у вас есть 50% от стоимости автомобиля, можно взять машину в долг через лизинговые компании. Сейчас предлагают лизинг при внесении 50% от стоимости авто "АИС" (ВАЗ, ГАЗ, Geele, Citroen), "Ви-Ди" (Toyota). Меньший первый взнос у "Порше-лизинг" и "Рено финанс" — 15%.
Прогноз
«Большинство банков не возобновят автокредитование, пока валютно-кредитный рынок не стабилизируется. А это может произойти в марте-апреле», — прокомментировал нам почетный президент «Укргазбанка» Василий Горбаль. Некоторую информацию удалось получить из специалистов нескольких банков на условиях анонимности. Они рассказали, что в данный момент создаются кредитные программы, которые соответствуют «новой стоимости денег» и существующим рискам. На новых условиях кредиты будут предлагать весной — на уровне 25—30% в гривне при первом взносе в 40—60% на 5—7 лет.
Но финансовый аналитик Владимир Паюк считает, что во втором квартале возможно только возобновление кредитования юрлиц, а физлиц начнут кредитовать в лучшем случае со средины лета. "Сроки возобновления кредитования зависят во многом от ситуации на международном рынке и от того, смогут ли украинские банки получить кредиты от иностранных партнеров. В данный момент это сложный вопрос, поскольку у нашей страны низкие рейтинги".
Кроме того, возникает вопрос о реальности кредитования в долларах. И дело не только в рекомендации НБУ не выдавать валютные кредиты (многие крупные банки входят в состав международных финансовых групп, поэтому для них нет большой проблемы в выдаче долларовых займов). Вряд ли будет много желающих брать их после скачков валюты в конце 2008 года. Поэтому, если автокредитование возобновится, то спрос, скорее всего, будет на кредиты исключительно в национальной валюте.
Цена содержания
Содержать автомобиль для украинского автолюбителя в условиях кризиса стало самой настоящей проблемой. Дело в том, что расходы на эксплуатацию на фоне общего ухудшения уровня жизни значительно выросли абсолютно по всем параметрам — от цены топлива до стоимости запчастей.
Топливо
Рост доллара спровоцировал рост цен на топливо. Бензин марки А-95 в течение января вырос практически на 40 копеек по сравнению с декабрьским уровнем в 5 грн/л. Повышение акцизов на топливо по инициативе правительства взвинтило цену еще на 10—15 копеек. Таким образом, ездить стало дороже на 10%.
Что будет с ценами на топливо дальше. По словам директора консалтинговой компании «Юпеко» Сергея Куюна, дальнейший уровень цен полностью зависит от курса доллара. Будет держаться на 8 грн. за доллар — цена останется на нынешнем уровне, упадет гривна до 9 единиц за "зеленый", цена вырастет еще на 50 копеек.
Техосмотр
Согласно со вступившим в силу 10 января законодательством, при перерегистрации и техническом осмотре транспортный сбор подняли в три раза: на легковые автомобили с двигателем от 2,2 л составляет 3 л — 75 грн. за 100 куб. см, более 3 л — 120 грн. со 100 куб. см. В живых деньгах это означает, что за старую иномарку либо отечественную «Волгу» надо заплатить порядка 2—4 тыс. грн. (см. таблицу) вместо 600—1000 грн. Содержать такие автомобили становится невыгодно, но, с другой стороны, девать их особо тоже некуда, поскольку подняв транспортный сбор правительство, не удосужилось создать механизм утилизации транспортных средств.
СТО и запчасти
Услуги станций техобслуживания в столице привязаны к курсу доллара, поэтому также выросли в цене значительно. «В данный момент мы зафиксировали стоимость услуг в долларах по курсу 7,5 грн./доллар, — говорит заместитель директора СТО «Легион» Андрей Сорока. — Но доля работы в услуге сейчас составляет не более 20—30%. Остальные деньги клиент платит за запчасти, стоимость которых привязана к рыночному курсу доллара». Например, если в прошлом году покрасить заднее крыло автомобиля стоило 700—900 грн., то сегодня это стоит 1300—1500 грн., замена амортизатора на иномарку с цены в 1000 грн. (запчасти и работа) выросла до 1400—1500 грн.
На фирменном сервисе стоимость услуг выросла еще выше. Как рассказал нам начальник отдела сервиса «Вольво» компании «Виннер Автомотив» Андрей Филипеня, цена привязана к курсу евро и в гривневом эквиваленте выросла значительно». Так, если стандартное обслуживание автомобиля с работой и запчастями в прошлом году стоило 2000 грн., то сегодня это уже почти 3,5 тыс. грн. Цена в дальнейшем будет привязана в долларах, как это было в 90-х годах, а платить клиенты будут в гривнах по курсу. Привязать цену к гривне невозможно, поскольку запчасти закупают за рубежом за доллары.
Парковка
В столице стоимость услуги парковщика с января обходится в 5—10 грн./час, что выше предновогодних тарифов на 30%. Соответственно, если ежедневно необходимо ставить автомобиль хотя бы на час, то, за 20 рабочих дней водитель выложит 100—200 грн., вместо 70—150 грн. в прошлом году. В других крупных городах Украины инициативы киевской власти местные советы изучают внимательно и перенимают опыт. Как рассказал нам читатель из Одессы, цена на парковку там выросла с 2—5 до 3—8 грн. или 60—120 вместо 40—100 грн. в месяц.
Целесообразность автомобиля
Посчитаем, насколько выгодно пользоваться автомобилем в новых условиях и есть ли смысл в его покупке.
Езда по городу
Для примера, посчитаем стоимость автомобиля уровня "Дэу Ланос" за 70 тыс. грн. и расходы на его эксплуатацию. За год средний пробег автомобиля составляет порядка 25 тыс. км. За это время автомобиль должен пройти техосмотр за 500 грн., выплаты по кредиту составят 20 тыс. грн., затраты на 2 ТО составят 2000 грн., страховка — 8 тыс. грн., штрафы ГАИ за год — еще 1 тыс. грн., парковка – 1 тыс. грн., топливо — 13 750 грн. В общей сложности — 46250 грн. в год или 3900 грн./месяц. Цена километра в таком случае составляет 2 грн. Для сравнения, таксисты берут за услугу 3—4 грн./км. То есть смысл покупать автомобиль даже с учетом новых расходов все равно остается.
А если сравнить стоимость поездки на автомобиле с резко подорожавшим в последнее время общественным транспортом? Допустим, и мужу, и жене необходимо ежедневно ездить на работу в один и тот же район либо жена работает по пути следования супруга на рабочее место. Посчитать разницу в цене несложно — в день каждый из членов семьи будет тратить на проезд как минимум по 10 грн., вдвоем — "двадцатка". Стандартный маршрут из спального района в центр составляет 15 км, а при цене километра в 2 грн. ежедневно стоимость поездки "туда-назад" будет стоить 60 грн. Разница — в три раза. Экономическая целесообразность появляется лишь в том случае, когда нужно делать три пересадки либо добираться на работу из пригорода. Кроме того, опыт езды по Киеву показывает, что общественный транспорт в дневное время суток "идет" даже быстрее, чем личный автомобиль.
Путешествия
Оправдывает ли себя автомобиль при путешествиях? Летом поездка на юг по маршруту Киев—Алушта—Ялта исходя из стоимости билета на поезд в купейном вагоне до Симферополя стоит 200 грн. на одного человека (с постелью и чаем). Семья или компания из четверых потратит 800 грн. за поезд, а чтобы доехать из Симферополя до моря (Алушта, Ялта, Алупка) — еще 200—300 грн. Автомобилем одолеть это расстояние исходя из расходов топлива 1 тыс. км по маршруту Киев—Ялта стоит 400—600 грн. (в зависимости от стиля езды и расхода топлива) или 100—150 грн./человека.
Резюме
Если исходить из математических соображений, то в покупке автомобиля для собственных потребностей толку немного. Сегодняшняя ситуация такова, что из средства передвижения личный транспорт превратился в источник неоправданных расходов и "головной боли": не даром же автовладельцев еще называют "автолюбителями". Но если личный комфорт для вас — превыше всего, альтернативы автомобилю нет. Сегодняшняя ситуация такова, что из средства передвижения личный транспорт превратился в источник неоправданных расходов и "головной боли": не даром же автовладельцев еще называют "автолюбителями". Но если личный комфорт для вас — превыше всего, альтернативы автомобилю нет.
Автор: Владислав Бовсуновский