Электронный журнал о жизни и путешествиях


Всегда говори да: политика соглашательства

Кино

by Natali 2543 views 0

«Мир — это детская площадка, просто с возрастом начинаешь об этом забывать»

Всё стареет. И все стареют. Таков, увы, закон природы, и ничего предосудительного в этом нет.

Более того, иногда можно встретить столь импозантных старушек и величавых старцев, что и смерть рядом с ними рыдает в бессилье, ибо понимает: и в гробу эти старички будут смотреться победителями. Не поддаваться же течению времени — это прежде всего осознавать, что оно, течение, существует. Для актёров это особенно важно. Но, очевидно, не для Джима Керри. В своем последнем фильме «Всегда говори «Да» он, кажется, вообразил себя снова Эйсом Вентурой. И не угадал, поэтому если вы не смотрели и смотреть всё-таки собираетесь, не тратьте нервы, не читайте дальше, уж лучше тогда просто сходите.

Потому что сюжет ленты напоминает своей лёгкой напыщенностью и упрямой нарочитостью проповедь заезжего евангелиста. Музыка народная, исполняет громкоговоритель. Жил-был банковский клерк Карл. И всё у него в жизни было плохо: его оставили жена и вкус к жизни, его преследуют рекламные агенты и ипохондрия, у него была скучная работа в отделе кредитов, и он никого не хотел видеть. Даже ближайших друзей. И всем, в разной последовательности и с разной интонацией, он говорил одно и то же: «нет».

А потом, по совету эпизодического, но очень старого знакомого, он таки пошёл на проповедь того самого заезжего евангелиста, узнал об истинной причине своих неудач и тут же стал всем говорить «да». И всё у него стало хорошо. Теперь он летает на аэроплане, учит тайский и выпивает всё, что льётся в близлежащих барах. Даже то у него стало хорошо, что до этого было особенно плохо — личная жизнь.  

А ещё потом девушка, на которой Карл уж было собрался жениться и при виде которой зрители уже пролили немало счастливых слёз, внезапно и буквально сказала ему «нет». Ну, конкретно: «А не слишком ли, милый, у нас всё хорошо, и потом, ты ведь со мной только потому, что всегда говоришь “да”?» И она покинула беднягу Карла.

И тогда он снова стал говорить «нет», и девушка вернулась к нему, и у него всё стало ещё лучше. Тут и сказочки конец.

Чувствуете, в чём мораль? Нет? Не расстраивайтесь. Этого, наверное, не знает никто, в том числе и создатели фильма. Я нашёл только одну мысль: если вы герой мелодраматической комедии, то у вас всё будет хорошо. Ну, просто по-любому. Даже если вы будете совершать идиотские немотивированные поступки. И у всех вокруг всё будет хорошо. Даже если они потеряют работу и заболеют раком.  

Джим Керри для меня всегда был не просто хорошим комедийным актёром, вечным дуракавалятелям, ожившим огородным пугалом из «Тупого и ещё тупее». Мне казалось, что в нём есть нечто свыше прямолинейного кривляния частями фейса и произнесения уматных скороговорок. Нечто большее. Может быть, даже настоящий драматический талант. И ведь я не просто так верил в это, были же «Шоу Трумана», «Человек на Луне», «Вечное сияние чистого разума»… Были… Но, видимо, все мы стареем.

Ах, да, я уже это, кажется, говорил.

Впрочем, и Джим Керри уже много чего говорил. Особенно на киноэкране. А то, что зритель увидел в кадрах фильма «Всегда говори «Да», он говорил особенно многократно. Обмотанная скотчем рожа, езда на скутере с голым задом, пара музыкальных номеров, окружение из совершенных дебилов, за исключением главной героини. И полное впечатление, что у кого-то закончились батарейки. Омолодила ли стареющего Керри бледная и несколько упрощенная копия «Лжец, лжец»? Вопрос, на который хочется ответить совсем не так, как значится в заглавии фильма.  
 

То, что вышло — да и то, что задумывалось режиссёром Петойном Ридом, автором «Развода по-американски» — это отчаянная мелодрама. То есть такая мелодрама, где счастливы все, включая бабу в парандже с иранского сайта знакомств и только что уволенного начальника Карла, которого тот подсидел, что, очевидно, особенно гомерически смешно. А главное — мелодрама, где от романического напряжения экран аж звенит.

Из комедии в этом любвеобильном действе остаётся один лишь Джим Керри. А поскольку он же и есть главный герой-любовник, то налицо работа по совместительству. Увы, но от этой многостаночности никто не выигрывает. Ни комедия, не мелодрама, ни, тем паче, зритель.   
 

Когда вы молоды, то вы можете делать любые глупости, не стесняясь, что вас не поймут. Когда вы молоды, вы много чего можете. А когда вы уже не молоды, но опытны и мудры, вы должны точно знать, что именно вы можете. Мне почему-то хотелось верить, что Джим Керри из породы опытных актёров.

Ан нет, фильм в итоге предназначен лишь для тех фанатов, кто способен отчаянно стареть вместе со своей звездой. Тем, кто легко и непринуждённо примеряет трусики «танга» при весе 150 кг и в последней стадии целлюлита, а в 50 лет ходит в пирсинге или грозит деревянным мечом владыке Мордора. Для тех, кому устроить в пенсионном возрасте вечеринку в стиле Гарри Поттера так же естественно, как занять очередь в собесе. То есть, тем, у кого мир — это всегда детская площадка, и забывать об этом они не намерены. Не знаю, может в этом есть какой-то отчаянный героизм.

А я говорю — «нет». Любите кино.

 

О фильме:

«Всегда говори да» (“Yes Man”), 2008
По роману Дэнни Уоллеса
Режиссёр: Пейтон Рид
Сценарий: Николас Столлер, Джаред Пол, Эндрю Могель
Оператор: Роберт Йеоман
Композиторы: Марк Эверетт, Лайал Воркман
Продюсеры: Джим Керри, Дэнни Уоллес
В ролях: Джим Керри, Зуи Дешанель, Брэдли Купер, Терренс Стамп и другие.