Электронный журнал о жизни и путешествиях


ЛА-7 vs Messerschmitt Bf 109G

Авто

by NikNizroK 1745 views 0

Сегодня в очередном сравнении сойдутся самые совершенные истребители своего времени: ЛА-7 от СССР и Messerschmitt Bf 109G от Германии.

1 февраля 1944 летчик-испытатель Г.М. Шиянов поднял в воздух усовершенствованный истребитель ЛА-5, носивший тогда еще имя “Эталон 1944 г.” (далее ЛА-7). Позднее, многие назовут этот самолет самым совершенным истребителем Второй Мировой. В отличие от предыдущих моделей на нем был установлен новый винт ВИШ-105 В4 с лопастями вращающимися с околозвуковой скоростью. Также, две пушки СП-20 были заменены на три УБ 20 (калибр 20 мм) работающих синхронно. Из значительных улучшений еще можно отметить модернизацию системы охлаждения маслом и корректировку некоторых деталей на корпусе  истребителя для лучшей аэродинамики.

Максимальная скорость машины теперь составляла 680 км/час, а при полете у земли – 597. По сравнению с ЛА-5, “Эталон 1944”  обладал лучшими летно-техническими характеристиками, что, в свою очередь, привело к изменению тактики ведения боя. Теперь вместо того, что бы подлетать к противнику, сохраняя преобладающую высоту, ЛА-7 мог запросто набрать ее за короткое время (подъем на высоту 4000 м занимал всего 3,4 минуты). Что позволило ему фактически всегда принимать бой, невзирая на количество противников.

Все отчеты по ЛА-7 сводились к тому, что эта модель не имеет соперников на высоте до 5000 м. Эталон – это самый скоростной и маневренный истребитель своего времени. Он мог прикрывать действия наземных войск и бомбардировочной авиации, сопровождать штурмовую авиацию, осуществлять свободную охоту и воздушную разведку, расчищать воздух от самолетов противника, прикрывать аэродромы, а в отдельных случаях, и вести бомбометание.

Но, несмотря на такие высокие заявления и лестные отзывы разработчиков, ЛА-7 имел просто огромный список недостатков. Летные происшествия с ним были отнюдь не редкостью. Недостатки ЛА-5 фактически ни куда не делись, как и свой предшественник, Эталон зачастую имел производственный дефекты планера и винтомоторной группы.

Во время некоторых вылетов у самолета разрушались крылья даже на крейсерской скорости, причиной чего стал брак, вызывающий срыв частей обшивки. В связи с этим даже закрывался завод выпускающий ЛА-7. В начале эксплуатации истребителя также были нередки случаи разрушения капотов моторов и камер основных колес.

Однако самым большим недостатком было принято считать ужасающие условия для пилота. Температура в кабине порой доходила до 40 градусов. А из-за плохой вентиляции в ней присутствовали отработанные газы и дым от горелой резины.

Основным противником ЛА-7 можно назвать немецкий истребитель Messerschmitt Bf 109G – модернизация более старой модели просто под номером 109. 109G получил в свое распоряжение новый, более мощный двигатель DB 605. Однако, это повлекло за собой необходимость усиления конструкции, и, как следствие, увеличение веса. В результате потребовалась установка более мощных и прочных стоек шасси. Однако снижение летных данных истребителей серии G посчитали достаточной платой за увеличение скорости. Прирост мощности был достигнут благодаря увеличению кубического объема, поднятию степени сжатия и максимального числа оборотов. Таким образом, габариты двигателя остались прежними.

В отличии от наших инженеров, от немецкие не упустили из виду пилота. И следующим пунктом в списке их модификаций была – гермокабина. Она образовывалась герметичными передней противопожарной перегородкой, боковыми стенками и полом, а также наклонной задней перегородкой, включавшей бронеплиту. Лобовое и боковые стекла были двойными, что позволяло им выдерживать внутреннее давление. Герметизация кабины осуществлялась резиновыми шлангами.

Bf109G-1 имели на вооружении одну 20-мм пушку MG151 и два 7,9-мм пулемета типа MG17.

Различные модификации Bf 109Gносили довольно непримечательный характер, и были скорее мерами, вызванными теми или иными климатическими и погодными условиями различных мест, где велась компания.

Заметными изменениями обзавелся Bf 109G-6, теперь за кабиной пилота мог ставиться 115-л бак для топлива, была усовершенствованна система форсирования. Новая смесь MW 50 обеспечила поднятие взлетной мощности с 1475 л.с. до 1800 л.с. Так же Bf109G-6 обзавелся новым вооружением - 30-мм пушка MK 108 с лентой на 60 снарядов позволяла уничтожить истребитель противника одним выстрелом.

А в начале весны 1944 в серию вместо Bf 109G-6 пошла модификация Bf 109G-10, которая получила двигатель DB 605D с более мощным нагнетателем и более высокой степенью сжатия.

Однако, несмотря на все усовершенствования, любая модификация Bf 109G проигрывала ЛА-7 в скорости (максимальная составляла 650 км/ч) и маневренности. Также ЛА-7 обладал более высокой скороподъемностью, что позволяло ему догонять немецкие истребители на  восходящих виражах; боевой разворот (поворот на 180 градусов с набором высоты и минимальной потерей в скорости) так же не помогал противнику. А про атаку лоб в лоб и  речи не шло, Bf-109G всегда от них уклонялись. Таким образом, опасность для ЛА-7 представляла лишь ситуация, когда враг садился на хвост, в таком случае, “Эталон” отрывался от преследователя, используя крутую восходящую спираль.